Дистанционное обучение как кризис и окно возможностей в восприятии студентов сибирских вузов

Выпуск:

2021. Том 5. № 2 (16)

Название: 
Дистанционное обучение как кризис и окно возможностей в восприятии студентов сибирских вузов


Для цитирования: Труфанов Д. О. Дистанционное обучение как кризис и окно возможностей в восприятии студентов сибирских вузов / Д. О. Труфанов, Д. В. Савочкин, А. Д. Мальцева, Т. А. Марченко // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 2 (16). С. 29-45. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-2-29-45

Об авторах:

Труфанов Дмитрий Олегович, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологии, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, РФ); доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (г. Железногорск, РФ); ORCID: 0000-0002-5946-7479; WoS ResearcherID: AAJ-6463-2020dtrufanov@sfu-kras.ru

Савочкин Дмитрий Викторович, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (г. Железногорск, РФ); gsed@sibpsa.ru

Мальцева Алина Дмитриевна, студентка направления «Социология», Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, РФ); alymalt2000@mail.ru

Марченко Татьяна Анатольевна, студентка направления «Пожарная безопасность», Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (г. Железногорск, РФ); tatyana.marchenko2000@gmail.com

Аннотация:

Актуальность темы связана с необходимостью осмысления позитивных и негативных эффектов перехода вузов на дистанционное обучение для их учета в управлении процессом цифровизации образования. Данный процесс осложняется реализацией противоэпидемических мероприятий, связанных с противодействием распространению COVID-19. Цель исследования — изучить восприятие студентами сибирских вузов перехода на дистанционное обучение в 2020 г. Новизна нашего подхода к изучению данной проблематики состоит в использовании теоретических посылок феноменологической парадигмы и этнометодологического подхода, позволяющих раскрыть репрезентации дистанта в персональной реальности студентов как участников образовательного процесса. Метод исследования — полуформализованное глубинное интервью. В исследовании приняли участие студенты очного отделения, обучающиеся на 2-4 курсах трех вузов Красноярского края. Всего проведено 24 интервью. Результаты исследования показали, что большинство студентов восприняли экстренный переход на дистанционное обучение как кризис. Условия дистанционного обучения вступили в противоречие с субъективными смыслами и ожиданиями студентов в отношении учебного процесса. Студенты высказывают негативные оценки резкого перехода на дистант, говорят о снижении учебной мотивации, ощущении социальной депривации после перехода на дистанционное обучение. Ответы респондентов свидетельствуют о переживании аномических состояний, размывании студенческой идентичности и ощущении утраты смысла образовательного процесса. Студенты с повышенным уровнем субъектности в учебной деятельности более позитивно восприняли переход на дистанционное обучение и увидели в нем новые возможности для саморазвития. Они обладают высоким уровнем внутренней мотивации к достижению личного образовательного результата, способны эффективно организовывать свою деятельность в условиях дистанционного обучения. В ходе дистанционного обучения у большинства студентов произошло опривычивание этого формата: перестройка повседневных практик, формирование новых диспозиций, организующих учебную деятельность. Несмотря на это, все респонденты рассматривают дистанционное обучение как вспомогательный формат, дополняющий традиционную аудиторную форму организации учебного процесса. Это свидетельствует, что в настоящее время технологии цифрового обучения слабо интегрированы в систему вузовского образования, что, по мнению авторов, стало основным фактором переживания студентами перехода на дистант как кризисного явления.

Список литературы:

  1. Алешковский И. А. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева, Н. П. Нарбут, Н. Е. Савина // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 86-100.

  2. Бурдьё П. Структура, габитус, практика / П. Бурдьё // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 44-59.

  3. Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий / Г. Гарфинкель; пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. 2002. Том 2. № 1. С. 42-70.

  4. Гидденс Э. Устроение общества: Очерки теории структурации / Э. Гидденс. М.: Академический проект, 2003. 528 с.

  5. Захарова У. С. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей / У. С. Захарова, К. А. Вилкова // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 87-96.

  6. Иванова Н. А. Понятия «Габитус» и «Хабитуализация» в контексте социологических теорий / Н. А. Иванова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С. 115-129.

  7. Исследование МГПУ: отношение студентов к организации обучения в дистанционном формате // Сайт Московского государственного психолого-педагогического университета. URL: https://mgppu.ru/news/8006 (дата обращения: 15.03.2021).

  8. Канатова А. Отношение студентов кыргызских и российских вузов к переходу на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19: пилотное исследование / А. Канатова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 3. С. 23-36.

  9. Кувшинова Е. Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ) / Е. Е. Кувшинова // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 8-15.

  10. Медведева Е. В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза / Е. В. Медведева // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 82-88.

  11. Ненашев М. И. Идеи социальной феноменологии Альфреда Шюца / М. И. Ненашев // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 2-1. С. 6-11.

  12. Олейник Е. В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к online обучению с применением дистанционных образовательных технологий / Е. В. Олейник, Д. А. Муталова, Т. А. Безенкова, А. В. Мананникова // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 69-72.

  13. Петрова Т. Н. К вопросу об отношении студентов вуза к дистанционному обучению / Т. Н. Петрова, Н. Н. Пьянзина // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). С. 206-212.

  14. Тимощук Е. А. Принуждение к дистанту как кризис и новые возможности / Е. А. Тимощук, А. С. Тимощук, Р. Тьяги // Архонт. 2021. № 1 (22). С. 95-101.

  15. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А. Я. Алхасов; пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой; научн. ред. перевода Г. С. Батыгина. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.

  16. Gillis A. COVID-19 remote learning transition in spring 2020: class structures, student perceptions, and inequality in college courses / A. Gillis, L. M. Krull // Teaching Sociology. 2020. Vol. 48. Iss. 4. Pр. 283-299.

  17. Kapasia N. Impact of lockdown on learning status of undergraduate and postgraduate students during COVID-19 pandemic in West Bengal, India / N. Kapasia, P. Pintu, A. Roy, J. Saha, A. Zaveri, R. Mallick, B. Barman, P. Das, P. Chouhan // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 116. URL: https://www.researchgate.net/publication/342389628_Impact_of_lockdown_on_learning_status_of_undergra... (дата обращения: 08.04.2021).

  18. Unger S. Student attitudes towards online education during the COVID-19 viral outbreak of 2020: Distance learning in a time of social distance / S. Unger, W. R. Meiran // International Journal of Technologyin Education and Science (IJTES). 2020. Nо. 4 (4). Pр. 256-266.