The role of regional identity in the structure of collective identities of the student youth of the Republic of Mordovia

Release:

2021, Vol. 5. № 1 (15)

Title: 
The role of regional identity in the structure of collective identities of the student youth of the Republic of Mordovia


For citation: Shumkova N. V., Zubov O. E. 2021. “The role of regional identity in the structure of collective identities of the student youth of the Republic of Mordovia”. Siberian Socium, vol. 5, no. 1 (15), pp. 68-80. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-68-80

About the authors:

Natalya V. Shumkova, Cand. Sci. (Soc.), Assistant Professor, Department of Sociology, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation); ORCID: 0000-0002-2330-0028, WoS ResearcherID: AAM-1340-2020; niiregion@mail.ru

Oleg E. Zubov, Cand. Sci. (Phylos.), Deputy Head of the Department of Scientific Research, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation); ORCID: 0000-0002-5255-3753; zubovo@mail.ru

Abstract:

This article studies the structure of collective identities of modern student youth. The subject of the authors’ scientific interest is the role of regional identity in the structure of collective identities of young people in the Republic of Mordovia. The specifics of regional identity as a form of collective identification, its mobility, contextuality, heterogeneity, latency, productivity, and collective genesis are considered in detail. The priority of purposeful construction of positive regional identity as an effective tool for the preservation and development of human capital at the regional level is substantiated. The methodological framework of the study is based on the works by V. A. Tishkov, V. A. Yadov, and M. P. Krylov. The empirical basis of the study includes the data from a mass survey of student youth in the Republic of Mordovia (2020, questionnaire, quota sample, n = 414). Based on the collected empirical material, the regional component of students’ collective identity is comprehensively analyzed. According to the data obtained, identification with the regional community belongs to the identities of the modal level. Only a third (32%) of the surveyed students have a positive regional identity, while the majority of young people in Mordovia identify themselves with the region only nominally. The pronounced emotional component of regional identity is mostly characteristic of the representatives of the titular (Mordovian) nationality. The authors emphasize that in this case, the merging of ethnic and regional identities does not have any conflict potential, because the majority of the respondents perceive Mordovia as a full-fledged subject of the Russian Federation. The conclusion is made about the necessity of diversifying “image projects” in order to build a positive image of the republic among young people.

References:

  1. Abalmasova N. E., Pain E. A. 2011. “Support on the symbols in formation of the regional identity”. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya, no. 6, pp. 17-29. [In Russian]

  2. Vizgalov D. V. 2011. Brending goroda [City branding]. Moscow. 160 pp. [In Russian]

  3. Gelman V. 2003. “Political elites and strategies of regional identity”. The Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 6, no. 2, pp. 91-105 [In Russian]

  4. Golovneva E. V. 2013. “Regional identity as a form of collective identity and its structure”. Labirint, no. 5, рр. 42-50. [In Russian]

  5. Danilova Е. 1997. “The problem of social identification of the population of Post-soviet Russia”. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal [Public Opinion Monitoring], no. 3, рр. 12-19. [In Russian]

  6. Denisiva G. S., Klimenko L. V. 2013. “Specifics of regional identification”. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 7, рр. 25-34. [In Russian]

  7. Drobizheva L. M. 2014. “Theoretical problems of studying civil identity and social practice”. In: Narochnitskaya E. A. (ed.). Russia and the World: Anatomy of Contemporary Processes: A Collection of Articles, pp. 130-146. Moscow. [In Russian]

  8. Eremina E. V. 2012. “Social identity: problems of regional identification”. Regionologiya, vol. 79, no. 2. pp. 149-155. [In Russian]

  9. Zeletdinova E. A. et al. 2020. “Regional identity in the focus of sociological analysis”. Theory and Practice of Social Development, vol. 143, no. 1. pp. 14-22. [In Russian]

  10. Kazakova G. M., Ryazanova A. Yu. 2017. “Formation of regional identity as a driver of economic development of the region and the city”. Urbanistika, no. 3. pp. 1-10. DOI: 10.7256/2310-8673.2017.3.22480 [In Russian]

  11. Klimova S. G. 2000. “Stereotypes of everyday life in the definition of ‘friends’ and ‘strangers’”. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 12, pp. 13-22. [In Russian]

  12. Krylov M. P. 2010. Regional Identity in the European Russia. Moscow: Novyj khronograf Publ. 240 pp. [In Russian]

  13. Kuveneva T. N., Manakov A. G. 2003. “Spatial identity formation in a close-to-border area”. Sotsiologicheskie issledovaniya, no.7, pp. 77-84. [In Russian]

  14. Lubyanov A. V. 2014. “Regional community as the object of sociological analysis”. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izmerenie, vol. 33, no. 1, pp. 60-69. [In Russian]

  15. Markin V. V. 2008. “Regional sociology: problems of social identification and modeling of Russian regions”. In: Gorshkov M. K. (ed.). Russia Reforming: Yearbook. Vol. 7, pp. 229-249. Moscow. [In Russian]

  16. Miklyaeva A., Rumyantzeva P. V. 2011. “Balance of central and peripheral components in the structure of a person’s social identity”. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 32. no. 5, pp. 36-45. [In Russian]

  17. Nazukina M. V. 2014. “Recent tendencies of identity politics on regional level in Russia: actors, specifics, trends”. Antinomies. no. 3, pp.137-150. [In Russian]

  18. Nazukina M. V. 2009. “Regional identity in modern Russia: a typological analysis”, Cand. Sci. (Polit.) diss. abstract. Perm. 26 pp. [In Russian]

  19. Nechaev V. D. 1999. “The regional myth as a factor in the formation of the Russian federalism”. Proceedings of the All-Russian Conference “The Development of Political Science in Russian Universities”, pp. 177-179. Samara. [In Russian]

  20. Smirnyagin L. V. 2007. “About regional identity”. In: The Questions of Economic and Political Geography of Foreign Countries. Vol. 17. The Changing Geography of the Foreign World, pp. 21-47. Moscow-Smolensk. [In Russian]

  21. Tishkov V. A. 2003. Requiem for Ethnos. Research in Social and Cultural Anthropology. Moscow: Nauka. 544 pp. [In Russian]

  22. Yadov V. A. 1994. “Social identification in the crisis society”. Sotsiologicheskiy zhurnal, no. 1, pp. 35-52. [In Russian]

  23. Yadov V. A. 1993. “Social and socio-psychological mechanisms for the formation of the social identity of the individual”. Mir Rossii, no. 3-4, pp. 167-174. [In Russian]

  24. Paasi A. 1991. “Deconstructing regions: notes on the scales of spatial life”. Environment and Planning A, vol. 23, no. 2, pp. 239-256. DOI: 10.1068/a230239

  25. Paasi A. 1986. “The institutionalization of regions: a theoretical framework for the understanding of the emergence of regions and the constitutions of regional identity”. Fennia, no. 164, pp. 105-146. DOI: 10.11143/9052

Региональная идентичность в структуре коллективных идентичностей студенческой молодежи Республики Мордовия

Выпуск:

2021. Том 5. № 1 (15)

Название: 
Региональная идентичность в структуре коллективных идентичностей студенческой молодежи Республики Мордовия


Для цитирования: Шумкова Н. В. Региональная идентичность в структуре коллективных идентичностей студенческой молодежи Республики Мордовия / Н. В. Шумкова, О. Е. Зубов // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 1 (15). С. 68-80. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-68-80

Об авторах:

Шумкова Наталья Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск, РФ); ORCID: 0000-0002-2330-0028, WoS ResearcherID: AAM-1340-2020; niiregion@mail.ru

Зубов Олег Евгеньевич, кандидат философских наук, заместитель начальника управления научных исследований, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (г. Саранск, РФ); ORCID: 0000-0002-5255-3753; zubovo@mail.ru

Аннотация:

Объектом исследования является структура коллективных идентичностей современной студенческой молодежи. Предмет научного интереса авторов статьи — роль региональной идентичности в структуре коллективных идентичностей молодежи Республики Мордовия. Подробно рассматривается специфика региональной идентичности как формы коллективной идентификации, ее подвижность, контекстуальность, неоднородность, латентность, производность и коллективный генезис. Обосновывается приоритетность целенаправленного конструирования позитивной региональной идентичности как эффективного инструмента сохранения и развития человеческого капитала на уровне региона. Авторы опираются на методологические подходы, представленные в работах В. А. Тишкова, В. А. Ядова, М. П. Крылова. Эмпирическую базу исследования составляют данные массового опроса студенческой молодежи Республики Мордовия (2020 г., анкетирование, квотная выборка, n = 414). На основе собранного эмпирического материала комплексно проанализирована региональная составляющая коллективной идентичности студентов. Согласно полученным данным, идентификация с региональным сообществом относится к идентичностям медианного уровня. Позитивная региональная идентичность актуализирована лишь у трети (32%) опрошенных студентов, большинство же молодежи Мордовии идентифицирует себя с регионом лишь номинально. Выраженная эмотивная компонента региональной идентичности преимущественно характерна для представителей титульной (мордовской) национальности. Подчеркивается, что в данном случае слияние этнической и региональной идентичностей не несет в себе конфликтогенного потенциала, поскольку большинством опрошенных Мордовия воспринимается в качестве полноправного субъекта Российской Федерации. Делается вывод о необходимости диверсификации «имиджевых проектов» по конструированию позитивного образа республики в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Абалмасова Н. Е. Опора на символы в формировании региональной идентичности / Н. Е. Абалмасова, Э. А. Паин // Известия РАН. Серия географическая. 2011. № 6. С. 17-29.

  2. Визгалов Д. В. Брендинг города / Д. В. Визгалов; предисл. Л. В. Смирнягина. М.: Фонд «Ин-т экономики города», 2011. 160 с.

  3. Гельман В. Я. Политические элиты и стратегии региональной идентичности / В. Я. Гельман // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Том 6. № 2. С. 91-105.

  4. Головнева Е. В. Региональная идентичность как форма коллективной идентичности и ее структура / Е. В. Головнева // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 42-50.

  5. Данилова Е. Н. Проблема социальной идентификации населения постсоветской России / Е. Н. Данилова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1997. № 3. С. 12-19.

  6. Денисова Г. С. Особенности региональной идентичности населения Юга России / Г. С. Денисова, Л. В. Клименко // Социологические исследования. 2013. № 7. С. 25-З4.

  7. Дробижева Л. М. Теоретические проблемы изучения гражданской идентичности и социальная практика / Л. М. Дробижева // Россия и мир: анатомия современных процессов / под ред. Е. А. Нарочницкой. М., 2014. С. 130-146.

  8. Еремина Е. В. Социальная идентичность: проблемы региональной идентификации / Е. В. Еремина // Регионология. 2012. № 2 (79). С. 149-155;

  9. Зелетдинова Э. А. Региональная идентичность в фокусе социологического анализа / Э. А. Зелетдинова, В. В. Дьякова, М. Н. Руденко, Е. В. Гайнутдинова // Теория и практика общественного развития. 2020. № 1 (143). С. 14-22.

  10. Казакова Г. М. Формирование региональной идентичности как драйвера экономического развития региона и города / Г. М. Казакова, А. Ю. Рязанова // Урбанистика. 2017. № 3. С. 1-10.

  11. Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и» чужих» / С. Г. Климова // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 13-22.

  12. Крылов М. П. Региональная идентичность в Европейской России / М. П. Крылов. М.: Новый хронограф, 2010. 240 с.

  13. Кувенева Т. Н. Формирование пространственных идентичностей в порубежном регионе / Т. Н. Кувенева, А. Г. Манаков // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 77-84.

  14. Лубянов А. В. Региональная общность как объект социологического анализа / А. В. Лубянов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 1 (33). С. 60-69.

  15. Маркин В. В. Региональная социология: проблемы социальной идентификации и моделирования российских регионов / В. В. Маркин // Россия реформирующаяся: ежегодник. M., 2008. № 7. С. 229-249.

  16. Микляева А. В. Соотношение центральных и периферических компонентов в структуре социальной идентичности личности / А. В. Микляева, П. В. Румянцева // Психологический журнал. 2011. Том 32. № 5. С. 36-45.

  17. Назукина М. В. Новые тенденции в политике идентичности на региональном уровне в России: акторы, специфика, тренды / М. В. Назукина // Антиномии. 2014. № 3. С. 137-150.

  18. Назукина М. В. Региональная идентичность в современной России: типологический анализ: автореферат дис. ... кандидата полит. наук: 23.00.02 / М. В. Назукина. Пермь, 2009. 26 с.

  19. Нечаев В. Д. Региональный миф как фактор становления российского федерализма / В. Д. Нечаев // Развитие политической науки в российских университетах: сборник материалов Всероссийской научной конференции. Самара, 1999. С. 177-179.

  20. Смирнягин Л. В. О региональной идентичности / Л. В. Смирнягин // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. № 17. Меняющаяся география зарубежного мира. М., 2007. С. 21-49.

  21. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. М.: Наука, 2003. 544 с.

  22. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.

  23. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. 1993. № 3-4. С. 167-174.

  24. Paasi A. Deconstructing Regions: Notes on the Scales of Spatial Life / A. Paasi // Environment and Planning A. 1991. Vol. 23. No. 2. Pp. 239-256. DOI: 10.1068/a230239

  25. Paasi A. The Institutionalization of Regions: a Theoretical Framework for the Understanding of the Emergence of Regions and the Constitutions of Regional Identity / A. Paasi // Fennia. International Journal of Geography 1986. No. 164. Pp. 105-146. DOI: 10.11143/9052