Дистанционное обучение в условиях пандемии: мнение преподавателей и студентов вуза

Выпуск:

2021. Том 5. № 1 (15)

Название: 
Дистанционное обучение в условиях пандемии: мнение преподавателей и студентов вуза


Для цитирования: Лазарева О. П. Духовно-экологическая цивилизационная перспектива: ценностный потенциал молодежи в сибирском контексте / О. П. Лазарева, Н. А. Мороз // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 1 (15). С. 50-67. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-50-67

Об авторах:

Лазарева Оксана Петровна, кандидат социологических наук, доцент Центра иностранных языков и коммуникативных технологий, Тюменский государственный университет (г. Тюмень, РФ); ORCID: 0000-0001-7242-8397; o.p.lazareva@utmn.ru

Мороз Наркиза Абриковна, кандидат филологических наук, доцент Центра иностранных языков и коммуникативных технологий, Тюменский государственный университет (г. Тюмень, РФ); ORCID: 0000-0002-7987-0986; n.a.moroz@utmn.ru

Аннотация:

В статье рассматривается дистанционное обучение в вузе в период пандемии весной и осенью 2020 г. Тема вынужденного перехода на компьютерно-опосредованное взаимодействие между преподавателями высшей школы и студентами остается актуальной и по сей день, так как происходящие в России и за рубежом процессы приводят к неизбежной трансформации структуры образования. Обучение в высшей школе претерпевает значительные изменения, которые в свою очередь ведут к необходимости пересмотра отношения как студентов, так и преподавателей к существующим системе и формам обучения. Дистанционная форма обучения рассматривается во многих источниках, но удаленное обучение в высших учебных заведениях в период чрезвычайной ситуации еще не изучено достаточно полно. Цель статьи — анализ ситуации, связанной с дистанционным обучением в вузах, его влиянием на уровень знаний и умений студентов в условиях пандемии. В статье очерчены перспективы развития образования с точки зрения развития информационных и коммуникационных технологий. Использованы теоретический и сравнительный анализ литературы, наблюдение за процессом обучения в одном из вузов, а также анкетный опрос преподавателей и студентов. Исследование позволило авторам сделать вывод, что, хотя технологии играют огромную роль в обучении студентов и необходимо принять ситуацию такой, какова она есть и позитивно смотреть в будущее, качество обучения в значительной степени зависит от преподавателя. Никакая компьютерная технология не сможет заменить хорошего педагога в студенческой аудитории. По мнению большинства респондентов, принципы обучения главенствуют над технологиями. Но некоторые элементы обучения должны быть автоматизированы. Период пандемии показал определенные слабые стороны и проблемы в функционировании системы современного высшего образования в нашей стране. В статье предложены конкретные шаги по его совершенствованию в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений.

Список литературы:

  1. Губернаторов Е. «Стресс-тест» пандемии выявил главные недостатки российских вузов / Е. Губернаторов // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/03/07/2020/5efdf6e09a794734267c9521 (дата обращения: 15.02.2021).

  2. Дистанционное обучение в экстремальных условиях // Интерфакс — Высшее образование в России. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения: 15.02.2021).

  3. Дронова Е. Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования / Е. Н. Дронова // Наука, Образование, Культура. 2018. № 3. С. 26-34.

  4. Калачева И. В. Система дистанционного обучения Moodle в образовательном пространстве вуза / И. В. Калачева // Материалы Х Международной учебно-методической конференции «Современный университет в цифровой образовательной среде: ориентир на опережающее развитие», Чебоксарский государственный университет имени И.Н. Ульянова. 2018. С. 19-23.

  5. Карпинская Е. COVID-19: эффекты для высшего образования / Е. Карпинская // Казанский (Приволжский) федеральный университет — официальный сайт. URL: https://kpfu.ru/womens-league/aktualno/obrazovanie/covid-19-effekty-dlya-vysshego-obrazovaniya-38990... (дата обращения: 15.02.2021).

  6. Киселева Т. Ю. Инновационные цифровые решения повышения качества и оптимизации учебного процесса в условиях адаптации после пандемии / Т. Ю. Киселева // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 16. С. 299-305.

  7. Костенко Я. Сдаст анализ: профпригодность студентов проверят по цифровому следу / Я. Костенко // Известия — новости экономики, политики, спорта, культуры. IZ.RU. URL: https://iz.ru/1040639/iaroslava-kostenko/sdast-analiz-profprigodnost-studentov-proveriat-po-tcifrovo... (дата обращения 16.02.2021)

  8. Лазарева О. П. Интеграция формального и неформального обучения переводу в вузе в рамках реализации программы 5-100 / О. П. Лазарева, Н. А. Мороз, О. Б. Полетаева, О. В. Шатилович // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. С. 192-204.

  9. Лобова С. В. Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать / С. В. Лобова, Е. В. Понькина // Высшее образование в России. 2021. Том 30. № 1. С. 23-35. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-23-35

  10. Питмен, Исаак // Энциклопедия «Кругосвет»: универсальная научно-популярная энциклопедия. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/PITMEN_ISAAK.html (дата обращения: 30.10.2020).

  11. Пьянзина Е. П. Компетентность преподавателя дистанционного обучения как основа качества системы дистанционного обучения / Е. П. Пьянзина // Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета (Екатеринбург). 2013. Том 2. С. 144-146.

  12. Севрюкова Е. А. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики / Е. А. Севрюкова // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. 2019. С. 159-162.

  13. Смолин О. Н. Электронное обучение: российская образовательная политика и зарубежный опыт / О. Н. Смолин // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Том 2. № 1. С. 27-41.

  14. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. Саратов: Наука, 2009. 52 с.

  15. Тищенко В. А. Компьютерно-опосредованная учебная коммуникация: коммуникативные барьеры / В. А. Тищенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9 (87). С. 24-28.

  16. Холодкова И. В. Дидактические условия интеграции очной и дистанционной форм обучения: автореферат дис. … канд. пед. наук / И. В. Холодкова. Москва. 2009. 29 с.

  17. Шафранов-Куцев Г. Ф. Некоторые тенденции развития российского высшего образования в цифровую эпоху / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 4. С. 8-18.

  18. Штыхно Д. А. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски / Д. А. Штыхно, Л. В. Константинова, Н. Н. Гагиев // Открытое образование. 2020. № 24 (5) С. 72-81. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

  19. Шутенко А. И. Информационные технологии дистанционного обучения как инструменты повышения доступности и полноценности вузовской подготовки / А. И. Шутенко // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 4. C. 56-67.

  20. Attia А. A few techniques to teach soft skills in the classroom / A. Attia // British Council. 2017. URL: https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/few-techniques-teach-soft-skills-classroom (дата обращения: 16.02.2021).

  21. Godwin-Jones R. Focusing on form: Tools and strategies / R. Godwin-Jones // Language Learning & Technology. 2009. No. 13 (1). Pp. 5-12. URL: https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/bitstream/10125/44162/1/13_01_emerging.pdf (дата обращения: 16.02.2021).

  22. Haines K. J. Learning to identify and actualize affordances in a new tool / K. J. Haines // Language Learning & Technology. 2015. No. 19 (1). Pp. 165-180. URL: https://unitec.researchbank.ac.nz/bitstream/handle/10652/3208/LLT%20article%20Feb%202015%20haines.pd... (дата обращения 16.02.2021)

  23. Ushioda E. Motivation matters in mobile language learning: A brief commentary / E. Ushioda Language Learning & Technology. 2013. No. 17 (3). Pp. 1-5. URL: http://llt.msu.edu/issues/october2013/commentary.pdf (дата обращения: 16.02.2021).