Ценностно-рефлексивное отношение россиян к Интернету (на материалах исследований в Москве и Московской области)

Выпуск:

2021. Том 5. № 1 (15)

Название: 
Ценностно-рефлексивное отношение россиян к Интернету (на материалах исследований в Москве и Московской области)


Для цитирования: Каргаполова Е. В. Ценностно-рефлексивное отношение россиян к Интернету (на материалах исследований в Москве и Московской области) / Е. В. Каргаполова, С. С. Зарембо, П. И. Петрова, Ю. А. Давыдова // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 1 (15). С. 37-49. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-37-49

Об авторах:

Каргаполова Екатерина Владимировна, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва, РФ); ORCID: 0000-0002-2892-3953; Web of Science ReseacherID: O-6734-2017; K474671@list.ru

Зарембо Софья Сергеевна, cтудентка 2 курса направления «Социология», Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва, РФ); zarembosonya@gmail.com

Петрова Полина Игоревна, cтудентка 2 курса направления «Социология», Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва, РФ); petrova4300@gmail.com

Давыдова Юлия Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва, РФ); ORCID: 0000-0001-5660-328X; ylkadav@mail.ru

Аннотация:

Информационно-коммуникационные технологии, в частности Интернет, оказывают значительное воздействие на все стороны общественной жизни. Поэтому изучение проблем, последствий, масштабов данного воздействия находится в области как отдельных научных дисциплин (социологии, психологии, культурологии), так и междисциплинарного дискурса. Необходимы исследования, адекватные сложившейся ситуации перехода к новому технологическому укладу, цифровому обществу, что актуализирует запрос на формирование нового типа личности, новой элиты. Новой элитой станут носители социокультурного кода глубокой и системной переработки информации, обладатели электронной культуры на основе критической цифровой грамотности, рефлексивности. Но при этом конкретные эмпирические исследования последних лет за рубежом и в России демонстрируют преобладание компетенций пользователя информационно-коммуникационных технологий, что совершенно недостаточно в цифровом обществе. Цель исследования — анализ ценностно-рефлексивного отношения россиян к Интернету на основе результатов конкретного социологического исследования среди жителей Москвы и Московской области, реализованного под руководством и непосредственном участии авторов статьи в период социальных ограничений, введенных органами государственной власти в связи с новой коронавирусной инфекцией с апреля по ноябрь 2020 г. методом онлайн-анкетирования. Исследовательский инструментарий включал в себя блок вопросов по цифровизации региона, в том числе ряд утверждений, проявляющих ценностно-рефлексивное отношение опрошенных к Интернету. Новизна исследования состоит в следующем. Показано, что число опрошенных, которые относят Интернет к числу современных цивилизационных ценностей, превышает долю респондентов, признающих опасность интернет-зависимости. Выявлено, что еще меньше доля тех, кто осознает связь интернет-зависимости и анонимности в Интернете с деструкцией морально-нравственных систем, стиранием границ личного и публичного пространства, психологическими проблемами. Зафиксирована значительная доля тех, кто проявляет опасные симптомы отчуждения от реального, физического и социального мира. Определено, что интернет-пространство не стало для большинства опрошенных площадкой свободы, творческой самореализации, дружественной, интуитивно понятной средой. Высказано предположение об экономических условиях, которые могут стать фундаментом сближения людей в интернет-пространстве. Выявлены межпоколенческие различия в ценностно-рефлексивном отношении к интернет-пространству. Авторы обращают внимание на то, что пожилые люди как носители глубинных смыслов традиционных форм культуры в большей степени, чем молодежь и взрослые рефлексируют риски и опасности интернет-пространства. Перспективы дальнейших исследований авторы связывают с социологическим мониторингом, возможности которого позволят исследовать динамику процессов цифровизации в регионе, влияние возрастных характеристик идентичности на отношение к Интернету, формирование электронной культуры.

Список литературы:

  1. Богомолова М. А. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции / М. А. Богомолова, Т. С. Бузина // Медицинская психология в России. 2018. Том 10. № 2. C. 8. DOI: 10.24411/2219-8245-2018-12080

  2. Гайнцев Е. Г. Социальные последствия интернет-зависимости / Е. Г. Гайнцев // Социологические науки. 2015. № 7 (1). С. 116-118.

  3. Каргаполов С. В. Электронная культура: социологический анализ / С. В. Каргаполов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 231-236.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.

  5. Курицкий А. Б. Глобализация и Интернет / А. Б. Курицкий // Проблемы экономики. 2003. № 3/4 (7/8). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=311 (дата обращения: 16.12.2020).

  6. Ловпаче Ф. Г. Психологические особенности Интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира /Ф. Г. Ловпаче // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 2 (198). С. 91-96.

  7. Немчинов В. М. Cоциокультурный надлом в функционировании человека при COVID-19 / В. М. Немчинов // Мир психологии. 2020. № 4 (104). С. 45-56.

  8. Проблемы социокультурной модернизации регионов России / под. ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: Academia, 2013. 416 с.

  9. Ромах О. В. «Человек культуры» в социальном пространстве / О. В. Ромах //Аналитика культурологии. 2007. № 7. С. 96-99.

  10. Челышева И. В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. М: МОО «Информация для всех», 2016. 178 с.

  11. Число пользователей интернета в мире выросло до 4,1 млрд человек // Роспечать — официальный сайт. URL: https://fapmc.gov.ru/rospechat/newsandevents/media/2019/11/item3.html

  12. Akçayır M. What makes you a digital native? Is it enough to be born after 1980? / M. Akçayır, H. Dündar, G. Akçayır // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 60. Pp. 435-440. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.089

  13. Barbuti N. From Digital Cultural Heritage to Digital Culture: Evolution in Digital Humanities / N. Barbuti // DTUC ’18: Proceedings of the 1st International Conference on Digital Tools & Uses Congress. 1-3 October 2018. DOI: 10.1145/3240117.3240142

  14. Bollier D. The Future of Community and Personal Identity in the Coming Electronic Culture. A Report of the Annual Aspen Institute Roundtable on Information Technology (3rd, Aspen, Colorado, August 18-21, 1994). / D. Bollier. Queenstown, MD: Aspen Inst., 1994. 47 p.

  15. Borda A. Smart Cities and Digital Culture: Models of Innovation / A. Borda, J. P. Bowen // Museums and Digital Culture / T. Giannini, J. Bowen (eds). Cham: Springer. 2019. Pp. 523-549. (Springer Series on Cultural Computing) DOI: 10.1007/978-3-319-97457-6_27

  16. Burroughs B. House of Netflix: Streaming media and digital lore. Popular Communication / B. Burroughs // The International Journal of Media and Culture. 2019. Vol. 17. No. 1. Pp. 1-17. DOI: 10.1080/15405702.2017.1343948

  17. Ferreira С. Sociology and Digital Culture / C. Ferreira // International Journal of Social Science Studies. 2019. Vol. 7. No. 3. Pp. 101-106. DOI: 10.11114/ijsss.v7i3.4221

  18. Guo R. Digital Natives, Digital Immigrants: an Analysis of Age and ICT Competency in Teacher Education / R. Guo, T. Dobson, S. Petrina // Journal of Educational Computing Research. 2008. Vol. 38 (3). Pp. 235-254. DOI: 10.2190/EC.38.3.a

  19. Hobbs R. Improvisation and Strategic Risk-Taking in Informal Learning with Digital Media Literacy / R. Hobbs // Learning, Media and Technology. 2013. Vol. 38. No. 2. Pp. 182-197. DOI: 10.1080/17439884.2013.756517

  20. Kargapolova E. V. Information Competences of Young People Within Digitalization of Society / E. V. Kargapolova, S. V. Kargapolov, Ju. A. Davydova, N. V. Dulina // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. Vol. 13. No. 3. Pp. 193-210. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.13

  21. Kong S. C. The Development and Validation of an Information Literacy Model for Hong Kong Students: Key Issues in the Professional Development of Teachers for Capacity Building / S. C. Kong // Technology, Pedagogy and Education. 2007. Vol. 16. No. 1. Pp. 57-75. DOI: 10.1080/14759390601168031

  22. Lim S. S. Part 1. Overview. A (Digital) Giant Awakens—Invigorating Media Studies with Asian Perspectives / S. S. Lim, C. R. S. Soriano // Asian Perspectives on Digital Culture: Emerging Phenomena, Enduring Concepts / S. S. Lim (Ed.), C. R. S. Soriano (Ed.). New York: Routledge, 2016. Pp. 3-14. DOI: 10.4324/9781315731650

  23. Margaryan A. Are Digital Natives a Myth or Reality? University Students’ Use of Digital Technologies / A. Margaryan, A. Littlejohn, G. Vojtb // Computers & Education. 2011. Vol. 56. Pp. 429-440. DOI: 10.1016/j.compedu.2010.09.004

  24. Mesch G. S. The Internet and Youth Culture / G. S. Mesch // The Hedgehog Review. 2009. Vol. 11. No. 1. Pp. 50-60.

  25. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 / M. Prensky // On the Horizon. 2011. Vol. 9. No. 5. Pp. 1-6. DOI: 10.1108/10748120110424816

  26. Saman T. Social Media Pedagogy: Applying an Interdisciplinary Approach to Teach Multimodal Critical Digital Literacy / T. Saman // E-Learning and Digital Media. 2018. Vol. 15. No. 2. DOI: 10.1177/2042753018756904

  27. Tabachuk N. P. Internet Activity and Internet Addiction: Where is the Borderline in Developing One’s Information Competency? / N. P. Tabachuk, I. A. Ledovskikh, N. A. Shulika, V. A. Kazinets, A. E. Polichka // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. No. 14 (12). DOI: 10.29333/ejmste/97828

  28. Vilmantė L. Media Literacy and Digital Divide: a Cross-Cultural Case Study of Sweden and Lithuania / L. Vilmantė, D. Persson // Creativity Studies. 2015. Vol. 8 (2). Pp. 134-148. DOI: 10.3846/23450479.2015.1046407