Self-regulation of students’ public activity during the digitalization of the social space

Release:

2021, Vol. 5. № 1 (15)

Title: 
Self-regulation of students’ public activity during the digitalization of the social space


For citation: Narkhov D. Yu., Narkhova E. N., Mishin L. V., Melnikova E. P. 2021. “Self-regulation of students’ public activity during the digitalization of the social space”. Siberian Socium, vol. 5, no. 1 (15), pp. 20-36. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-20-36

About the authors:

Dmitry Yu. Narkhov, Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor, Department of Organization of Work with Youth, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation); d_narkhov@mail.ru

Elena N. Narkhova, Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor, Department of Organization of Work with Youth, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russian Federation); e_narkhova@mail.ru

Lev V. Mishin, Master Student, Department of Organization of Work with Youth, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russian Federation)

Elena P. Melnikova, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Kuban State University (Krasnodar, Russian Federation); arthelen@mail.ru

Abstract:

This article studies the problem of social activity of the students of the Sverdlovsk Region in the context of intensified digitalization of the social space caused by the forced self-isolation. The purpose of this paper is to analyze the self-regulation of students’ social activity in the conditions of digitalization of the social space. Following the traditions of the Ural scientific sociological school and the concepts of multidimensionality and self-organization of youth, as well as using community, activity, and other sociological approaches, the authors use a terminological series of concepts of the student educational community and its social activity. They distinguish the terms “classical (traditional) community”, acting in a real socio-cultural space, “virtual community”, the social action of which is transferred to cyberspace, and “digital community”, occupying an intermediate position and acting in a multidimensional real-virtual sociocultural space. The social activity of students is considered as one of the types (along with educational and professional) social activity and a form of actual general cultural socialization. Employing the materials of empirical research in 2020 and with the involvement of data from the secondary analysis of regional monitoring, the authors study the factors, intensity, and dynamics of social activity of students. The results reveal the ideas of students about people serving as role models and multidirectional tendencies in value attitudes — to help society and specific people and to material success and comfort. New data were obtained on the social problems of concern to students, the preferred type of public activity, attitude towards the citizenship of the Russian Federation, the dynamics of participation in electoral processes, collective actions, participation in the work of public organizations and charitable events. The attitude of students to youth public organizations and conditions for active participation of young people in social and political activities is revealed. The authors conclude on the reorientation of a significant part of the student body towards the priority of the personal over the public and about the further stratification and atomization of the student community.

References:

  1. Belyaeva E. V. 2018. “Digital society and the possibilities of its ethical regulation”. Vedomosti prikladnoy etiki, no. 52, pp. 74-82. [In Russian]

  2. Grunt E. V., Zaiko A. P. 2015. “Social activity of students of technical colleges in modern Russia”. Proceedings of the XVIII International conference in memory of Prof. L. N. Kogan “Culture, Personality, Society in the Modern World: Methodology, Experience of Empirical Research” (19-20 March, Yekaterinburg), pp. 890-902. Yekaterinburg: UrFU. Accessed 29 January 2021. https://elar.urfu.ru/handle/10995/32244 [In Russian]

  3. Zborovskiy G. E. 2010. “Theoretical foundations of the study of social community”. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 4, pp. 3-12. [In Russian]

  4. Zubok Yu. A., Chuprov V. I. 2019. “Self-regulation of life-meaning values in the cultural space of youth”. Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik Instituta sotziologii), vol. 10, no. 4, pp. 164-186. [In Russian]

  5. Zubok Yu. A., Chuprov V. I. 2018. “Life-meaning values in the cultural space of Russian youth”. Scientific Result. Sociology and Management, vol. 4, no. 3, pp. 3-13. [In Russian]

  6. Ionin L. G. 2007. Sociology in the Knowledge Society: From the Modern Era to the Information Society. Moscow: Publishing House of the State University Higher School of Economics. 431 pp. [In Russian]

  7. Maksimenko L. A. 2019. “S. I. Orekhov about virtual reality: actual agenda”. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnyye issledovaniya, no. 1 (22), pp. 18-22. [In Russian]

  8. Zapariy V. V. (ed.). 2020. Scientific Schools of the Ural Federal University: Encyclopedia. Yekaterinburg: Ural University Publishing House. 512 pp. Accessed 12 December 2020. https://elar.urfu.ru/handle/10995/94041 [In Russian]

  9. Orlova E. V. 2017. “Socio-cultural space: to the definition of the concept”. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kulturologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki, no. 7 (81), pp. 149-152. [In Russian]

  10. Plotnikov V. I. (2002) “Valuable world of man and his fate”. In: Gribakin A. V., Yershov Yu. G., Kerimov V. E. et al. Twenty Lectures on Philosophy. 2nd edition. Pp. 367-403. Yekaterinburg: Bank of cultural information. [In Russian]

  11. Rismen D. 1993. “Certain character types and the society”. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 3, pр. 121-130. [In Russian]

  12. Savitskaya T. E. 2012. “Virtual Russia: new social ontology, new cultural praxis”. In: Kostina E. P. (ed.). Culture of Russia, 2000s, pp. 740-764. Saint Petersburg: Aletejya. [In Russian]

  13. Sorokin P. A. 1992. Person. Civilization. Society. Moscow: Politizdat. 543 pp. [In Russian]

  14. Vishnevskiy Yu. R. (ed.). 2017. Student in 1995-2016: The Dynamics of Socio-Cultural Development of the Students in the Middle Urals. Yekaterinburg: UrFU Print. 904 pp. [In Russian]

  15. Shaikhislomov R. B., Asadullina G. R., Korovina N. V., Sadretdinova E. V. 2019. “Social character: questions of methodology and research methods”. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 5 (62), pp. 233-244. [In Russian]

Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства

Выпуск:

2021. Том 5. № 1 (15)

Название: 
Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства


Для цитирования: Нархов Д. Ю. Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства / Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, Л. В. Мишин, Е. П. Мельникова // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 1 (15). С. 20-36. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-20-36

Об авторах:

Нархов Дмитрий Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); d_narkhov@mail.ru

Нархова Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, РФ); e_narkhova@mail.ru

Мишин Лев Владимирович, магистрант кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, РФ)

Мельникова Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет (г. Краснодар, РФ); arthelen@mail.ru

Аннотация:

Изучается проблема общественной активности студенчества Свердловской области в условиях интенсификации цифровизации социального пространства, вызванной ситуацией вынужденной самоизоляции. Цель статьи — анализ саморегуляции общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства. В традициях уральской научной социологической школы, в соответствии с концепциями многомерности и самоорганизации молодежи и с применением общностного, деятельностного и других социологических подходов разрабатывается терминологический ряд концептов студенческой образовательной общности и ее социальной активности. Разграничиваются термины «классическая (традиционная) общность», действующая в реальном социокультурном пространстве, «виртуальная общность», социальное действие которой переносится в киберпространство и «цифровая общность», занимающая промежуточное положение и действующая многомерном реально-виртуальном социокультурном пространстве. Общественная активность студенчества рассматривается как один из видов (наряду с образовательной и профессиональной) социальной активности и формой актуальной общекультурной социализации. На материалах эмпирических исследований 2020 г. и с привлечением данных вторичного анализа регионального мониторинга исследуются факторы, интенсивность и динамика общественной активности студенчества. Выявлены представления студентов о людях, выступающих примерами для подражания, вскрыты разнонаправленные тенденции в ценностных установках — на помощь обществу и конкретным людям и на материальную успешность и комфорт. Получены новые данные о социальных проблемах, волнующих студентов, предпочитаемом типе общественной активности, об отношении к гражданству Российской Федерации, динамике участия в электоральных процессах, коллективных акциях, участии в работе общественных организаций и благотворительных акциях. Выявлено отношение студентов к молодежным общественным организациям и условиям для активного участия молодежи в общественно-политической деятельности. Делается вывод о переориентации значительной части студенчества на приоритет личного над общественным и о дальнейшем расслоении и атомизации студенческой общности.

Список литературы:

  1. Беляева Е. В. Цифровое общество и возможности его этического регулирования / Е. В. Беляева // Ведомости прикладной этики. 2018. № 52. С. 74-82.

  2. Грунт Е. В. Социальная активность студентов технических колледжей в современной России / Е. В. Грунт, А. П. Зайко // XVIII Международная конференция памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 890-902. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/32244 (дата обращения: 29.01.2021).

  3. Зборовский Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 3-12.

  4. Зубок Ю. А. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 164-186.

  5. Зубок Ю. А. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Научный результат. Социология и управление. 2018. Том 4. № 3. С. 3-13.

  6. Ионин Л. Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу / Л. Г. Ионин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 431 с.

  7. Максименко Л. А. С. И. Орехов о виртуальной реальности: актуальная повестка / Л. А. Максименко // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 1 (22). С. 18-22.

  8. Научные школы Уральского федерального университета. Энциклопедия / под общ. ред. проф. В. В. Запария. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 512 с. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/94041 (дата обращения: 12.12.2020).

  9. Орлова Е. В. Социокультурное пространство: к определению понятия / Е. В. Орлова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (81). C. 149-152.

  10. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба / В. И. Плотников // Двадцать лекций по философии / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Керимов и др. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. С. 367-403.

  11. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество / Д. Рисмен // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 121-130.

  12. Савицкая Т. Е. Виртуальная Россия: новая социальная онтология, новый культурный праксис / Т. Е. Савицкая // Культура России, 2000-е годы / под. ред. Е. П. Костиной. СПб.: Алетейя, 2012. С. 740-764.

  13. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

  14. Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала. Монография / под ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.

  15. Шайхисломов Р. Б. Социальный характер: вопросы методологии и методов исследования / Р. Б. Шайхисломов, Г. Р. Асадуллина, Н. В. Коровина, Э. В. Садретдинова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 233-244.