Depressed territories of the Perm Territory (extension of Lapin’s study)

Release:

2020, Vol. 4. № 3 (13)

Title: 
Depressed territories of the Perm Territory (extension of Lapin’s study)


For citation: Neshataev A. V. 2020. “Depressed territories of the Perm Territory (extension of Lapin’s study)”. Siberian Socium, vol. 4, no. 3 (13), pp. 67-81. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-3-67-81

About the author:

Aleksandr V. Neshataev, Specialist, Department of Program Design and Analytical Activities, Regional Center for the Development of Social Technologies (Syktyvkar, Russian Federation); neshataev7@gmail.com

Abstract:

The level of socio-economic development of a region or country varies from a developed to a depressed one. A wide range of socio-economic problems in depressed territories lead to negative consequences: population migration, chronic alcoholism, a decrease in the number of business entities, and the lack of socio-psychological comfort in society. It is important to identify the problem areas according to certain criteria for the further provision of targeted measures to support specific municipalities and specific areas whose indicators are lagging behind the region. Constant monitoring of the socio-economic signs of depressive territories will make the most efficient use of the region’s budget in order to achieve more favorable living conditions for the population. This work aims to identify the depressive territories of the Perm Territory, which was based on a statistical approach. The author has analyzed the following indicators of municipalities of the Perm Territory: production decline, income level, unemployment rate, migration decline, and the level of the local budget’s income per capita. Based on the proposed criteria and indicators, the Cherdynsky, Yusvinsky, Yurlinsky, Kosinsky, and Gaynsky municipal districts were classified as depressed territories of the Perm Territory. As part of improving the welfare of depressed territories, it is necessary at the legislative level to adopt uniform criteria and conditions for classifying municipalities as requiring special attention to their socio-economic development and the subsequent development of comprehensive programs to leave the territory from the number of unsuccessful. This work continues A. V. Lapin’s research, as well as improves on the methodology and indicators he used.

References:

  1. Adigyuzelova N. Yu. 2011. “Characteristics of regional depression in a market economy”. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki, no. 2, pp. 40-48. [In Russian]

  2. The Database of Indicators of Municipalities of the Perm Territory. https://gks.ru/dbscripts/munst/munst57/DBInet.cgi [In Russian]

  3. Employment Agency Perm Territory. 2013. “Unemployment in the Perm Territory. Results 2012”. 11 pp. [In Russian]

  4. Employment Agency Perm Territory. 2014. “Unemployment in the Perm Territory. Results 2013”. 11 pp. [In Russian]

  5. Employment Agency Perm Territory. 2015. “Unemployment in the Perm Territory. Results 2014”. 12 pp. [In Russian]

  6. Employment Agency Perm Territory. 2016. “Unemployment in the Perm Territory. Results 2015”. 12 pp. [In Russian]

  7. Gladilin A. V., Ponomarenko A. D. 2012. “Statistical tools for detection of depressive zones”. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, no. 2, pp. 53-63. [In Russian]

  8. Employment Agency Perm Territory. 2017. “Information on the results of the Employment Agency of the Perm Territory in January-December 2016 ”. 4 pp. [In Russian]

  9. Isyanbaev M. N. 2017 “Depressive territories: essence, formation, principles of allocation”. Vestnik VEGU, no. 4, pp. 51-57. [In Russian]

  10. Lapin A.V. 2016. “Depressive territories of the Perm Territory: identification and improvement of management”. Vestnik Permskogo universiteta, no. 4, pp. 150-163. [In Russian]

  11. Lapin A. V., Kutergina G. V. 2016. “Identification of depressed areas and their development modeling: Russian and foreign experience”. Vestnik Permskogo universiteta, no. 1, pp. 98-109. [In Russian]

  12. Mazol O. A. 2015. “Depressed Regions”. BEROC Policy Paper Series, no. 33. Accessed 21 March 2020. http://belaruspolicy.com/sites/default/files/articles/04.01.2016/pp_no.33.pdf [In Russian]

  13. Mansurov P. M., Mansurova G. I. 2012. “Depressive region: essence, classification criteria and main problems”. Fundamentalnye issledovaniya, no. 6.1, pp. 506-510. [In Russian]

  14. Milchakov M. V. 2012. “Factors and dynamics of development of depressed regions”. Cand. Sci. (Geogr.) diss. abstract. Accessed 30 March 2020. http://www.geogr.msu.ru/science/diss/oby/milchakov.pdf [In Russian]

  15. Nizhegorodtsev R. M., Berulava A. G. 2014. “Depressive nature of regional economic dynamics and ways to overcome it”. Resursy. Informatsiya. Snabzhenie. Konkurentsiya, no. 1, pp. 167-170. [In Russian]

  16. RF Federal Project Act No. 91010-3 “On the basics of federal support for the depressed territories of the Russian Federation”. Garant: legal reference system. http://base.garant.ru/3119695/ [In Russian]

  17. Perm Territory Government Order of 16 January 2014 No. 2-rp “On establishing the subsistence level for the IV quarter of 2013”. [In Russian]

  18. Petrosyants V. Z. 2005. Economic Policy of the Depressed Region: Problems of Formation and Implementation. Moscow: Nauka. 187 pp. [In Russian]

  19. Territorial Administration of the Ministry of Social Development in Tchaikovsky City District. “Cost of living in the Perm Territory”. http://www.chaiksoc.ru/gos-uslugi/prozhitochnyy-minimum-v-permskom-krae/ [In Russian]

  20. Safiullin R. G., Suleymanova A. B. 2016. “Economic and geographical approaches to the study of depressed territories”. Vestnik Bashkirskogo universiteta, no. 1, pp. 68-71. [In Russian]

  21. Svitin V. 2008. “Criteria and experience in identifying depressed areas”. Zemlya Belarusi, no. 2, pp. 37-40. [In Russian]

  22. Semina I. A. 2012. “Regional depression: specificity of manifestation and problems”. Problemy i mekhanizmy ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territorii, no. 1. Accessed 4 June 2020. http://probl-ust-razvit-ter.esrae.ru/1-4 [In Russian]

  23. Perm Territory Ministry of Education and Science. 2019. Directory of professional Educational Institutions of the Perm Territory. 91 pp. [In Russian]

  24. Tyurina Yu. G., Bannova K. A., Aktaev N. E., Ryumina Yu. A., Balandina A. S. 2017. “Methodology for assessing the degree of stability (depression) of a region”. Ekonomika i upravlenie, no. 5, pp. 3-8. [In Russian]

  25. Chernyshev K. A. 2014. “Identification of depressed regions in modern Russia”. Regionologiya, no. 4, pp. 5-13. [In Russian]

Выявление депрессивных территорий Пермского края на основе статистических показателей муниципальных образований

Выпуск:

2020. Том 4. № 3 (13)

Название: 
Выявление депрессивных территорий Пермского края на основе статистических показателей муниципальных образований


Для цитирования: Нешатаев А. В. Выявление депрессивных территорий Пермского края на основе статистических показателей муниципальных образований / А. В. Нешатаев // Siberian Socium. 2020. Том 4. № 3 (13). С. 67-81. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-3-67-81

Об авторе:

Нешатаев Александр Васильевич, специалист, отдел программно-проектной аналитической деятельности, ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» (г. Сыктывкар, РФ); neshataev7@gmail.com

Аннотация:

Как правило, уровень социально-экономического развития территорий региона или страны разнится от развитого до депрессивного. Обширный спектр социально-экономических проблем в депрессивных территориях приводит к негативным последствиям: низкому уровню жизни, оттоку экономически активного населения, хроническому алкоголизму, снижению числа субъектов бизнеса, обострению криминогенной ситуации, отсутствию социально-психологического комфорта в обществе. Поэтому важным видится выявление проблемных территорий по определенным признакам для дальнейшего оказания целевых мер поддержки конкретных муниципальных образований и конкретных направлений, которые по своим показателям являются отстающими в масштабах региона. Постоянный мониторинг социально-экономических показателей депрессивности территорий позволит наиболее эффективно использовать бюджет региона в целях достижения им более благополучных условий жизнедеятельности населения. Цель данной работы — выявление депрессивных территорий Пермского края, которое происходило на основе статистического подхода, а именно были проанализированы следующие показатели муниципальных образований Пермского края: спад производства; уровень доходов; уровень безработицы; миграционная убыль населения; уровень собственных доходов местного бюджета на душу населения. Использование данных показателей позволило отнести к числу депрессивных территорий Пермского края Чердынский, Юсьвинский, Юрлинский, Косинский и Гайнский муниципальные районы. Они имеют однородную преимущественно лесохозяйственную и сельскохозяйственную экономику с небольшим количеством субъектов малого и среднего бизнеса, расположены на севере региона, являются малонаселенными, характеризуются наименьшей долей автомобильных дорог с твердым покрытием в Пермском крае. В рамках улучшения благосостояния депрессивных территорий необходимо на законодательном уровне принять единые критерии и условия для отнесения муниципальных образований к разряду требующих особого отношения к их социально-экономическому развитию и последующую разработку комплексных программ по выходу территории из числа неблагополучных. Данная работа представляет собой пролонгацию исследования доцента, кандидата экономических наук Александра Владимировича Лапина, а также предложения по улучшению использованной им методологии и рассматриваемых показателей.

Список литературы:

  1. Адигюзелова Н. Ю. Характеристики региональной депрессивности в рыночной экономике / Н. Ю. Адигюзелова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 2. С. 40-48.

  2. База данных показателей муниципальных образований Пермского края // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю: оф. сайт. URL: https://gks.ru/dbscripts/munst/munst57/DBInet.cgi (дата обращения: 20.04.2020).

  3. Безработица в Пермском крае. Итоги 2012 года: информ. бюллетень / Агентство по занятости населения Пермского края. Пермь, 2013. 11 с.

  4. Безработица в Пермском крае. Итоги 2013 года: информ. бюллетень / Агентство по занятости населения Пермского края. Пермь, 2014. 11 с.

  5. Безработица в Пермском крае. Итоги 2014 года: информ. бюллетень / Агентство по занятости населения Пермского края. Пермь, 2015. 12 с.

  6. Безработица в Пермском крае. Итоги 2015 года: информ. бюллетень / Агентство по занятости населения Пермского края. Пермь, 2016. 12 с.

  7. Гладилин А. В. Статистический инструментарий выявления депрессивных зон / А. В. Гладилин, А. Д. Пономаренко // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2. С. 53-63.

  8. Информация об итогах деятельности Агентства по занятости населения Пермского края в январе-декабре 2016 года / Агентство по занятости населения Пермского края. Пермь, 2017. 4 с.

  9. Исянбаев М. Н. Депрессивные территории: сущность, формирование, принципы выделения / М. Н. Исянбаев // Вестник ВЭГУ. 2017. № 4. С. 51-57.

  10. Лапин А. В. Депрессивные территории пермского края: идентификация и совершенствование управления / А. В. Лапин // Вестник Прикамского университета. 2016. № 4. С. 150-163.

  11. Лапин А. В. Идентификация и моделирование развития депрессивных территорий: отечественный и зарубежный опыт / А. В. Лапин, Г. В. Кутергина // Вестник Пермского университета. 2016. № 1. С. 98-109.

  12. Мазоль О. А. Депрессивные регионы / О. А. Мазоль // BEROC Policy Paper Series. No. 33. URL: http://belaruspolicy.com/sites/default/files/articles/04.01.2016/pp_no.33.pdf (дата обращения: 21.03.2020).

  13. Мансуров П. М. Депрессивный регион: сущность, критерии отнесения, основные проблемы / П. М. Мансуров, Г. И. Мансурова // Фундаментальные исследования. 2012. № 6.1. С. 506-510.

  14. Мильчаков М. В. Факторы и динамика развития депрессивных регионов: автореф. дис. … канд. геогр. наук / М. В. Мильчаков. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/diss/oby/milchakov.pdf (дата обращения: 30.03.2020).

  15. Нижегородцев Р. М. Депрессивный характер экономической динамики регионов и пути его преодоления / Р. М. Нижегородцев, А. Г. Берулава // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2014. № 1. С. 167-170.

  16. Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации: Проект Федерального закона № 91010-3 // Гарант: справочно-правовая система. URL: http://base.garant.ru/3119695/

  17. Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2013 года: Распоряжение Правительства Пермского края № 2-рп, 16 января 2014 г. // Гарант: справочно-правовая система. URL: http://base.garant.ru/16188158/

  18. Петросянц В. З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации / В. З. Петросянц. М.: Наука, 2005. 187 с.

  19. Прожиточный минимум в Пермском крае // Территориальное управление Минсоцразвития по Чайковскому городскому округу: оф. сайт. URL: http://www.chaiksoc.ru/gos-uslugi/prozhitochnyy-minimum-v-permskom-krae/ (дата обращения: 22.04.2020).

  20. Сафиуллин Р. Г. Экономико-географические подходы к исследованию депрессивных территорий / Р. Г. Сафиуллин, А. Б. Сулейманова // Вестник Башкирского университета. 2016. № 1. С. 68-71.

  21. Свитин В. Критерии и опыт выявления депрессивных территорий / В. Свитин // Земля Беларуси. 2008. № 2. С. 37-40.

  22. Семина И. А. Региональная депрессивность: специфика проявления и проблематика // Проблемы и механизмы устойчивого социально-экономического развития территории: электронный научный журнал. 2012. № 1. URL: http://probl-ust-razvit-ter.esrae.ru/1-4 (дата обращения: 04.06.2020).

  23. Справочник профессиональных образовательных учреждений Пермского края / Министерство образования и науки Пермского края. Пермь, 2019. 91 с.

  24. Тюрина Ю. Г. Методика оценки степени устойчивости (депрессивности) региона / Ю. Г. Тюрина, К. А. Баннова, Н. Е. Актаев, Ю. А. Рюмина, А. С. Баландина // Экономика и управление. 2017. № 5. С. 3-8.

  25. Чернышев К. А. Идентификация депрессивных регионов в современной России / К. А. Чернышев // Регионология. 2014. № 4. С. 5-13.