Социализация личности: индивидуализм и коллективизм как ориентиры трансформируемого общества

Выпуск:

2020. Том 4. № 1 (11)

Название: 
Социализация личности: индивидуализм и коллективизм как ориентиры трансформируемого общества


Для цитирования: Кох И. А. Социализация личности: индивидуализм и коллективизм как ориентиры трансформируемого общества / И. А. Кох, Р. С. Девитьяров // Siberian Socium. 2020. Том 4. № 1 (11). С. 33-47. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-1-33-47

Об авторах:

Кох Иван Адамович, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и социологии управления, Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Екатеринбург, РФ); ORCID: 0000-0002-7291-3015; WoS ResearcherID: 532417; kia4@mail.ru

Девитьяров Рустам Саматович, соискатель кафедры теории и социологии управления, Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Екатеринбург, РФ); rustam-devityarov@yandex.ru

Аннотация:

Проблемы социализации личности всегда были актуальными, но в условиях глубокой трансформации социальных институтов российского общества приобрели особую остроту и значимость. Радикальный характер реформ определил особенности социального состояния, заключающиеся в формировании принципиально новой социальной реальности. Переход к рыночной экономике и обществу потребления обусловил коренную смену мировоззренческих ориентиров, ценностей и ценностных ориентаций населения. В этих условиях необходимы новые подходы к социализации личности, формирование качеств и ценностных ориентаций, соответствующих рыночному обществу. Цель статьи — на основе анализа сложившихся в научном знании подходов определить исходные принципы социализации человека в изменившемся российском обществе. Для этого использованы методы анализа и сравнения существующих концепций социализации, исторический метод, позволяющий выявить эволюцию и динамику развития принципов и содержания социализации в истории общества. В статье представлен анализ теорий социализации отечественных и зарубежных исследователей, анализ экономических и социокультурных факторов формирования новой системы ценностей и ценностных ориентаций в российском обществе. Научная новизна статьи заключается в предложении рассматривать в качестве исходных принципов социализации личности сбалансированное сочетание индивидуализма и коллективизма в процессе формирования новых ценностей и ценностных ориентаций индивидов, а также в том, чтобы социализацию личности рассматривать во взаимосвязи с социализацией экономических отношений. Выбор сбалансированного и гармоничного сочетания индивидуализма и коллективизма как ориентира социализации личности в трансформируемом российском обществе позволяет выстроить новую систему социализации. Для этого необходимы новые методы социализации личности, новое идеологическое и ценностное наполнение социального пространства.

Список литературы:

  1. Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы / Г. М. Андреева. М.: МОДЭК, 2012. 416 с.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. Изд. 5-е. М.: Аспект-Пресс, 2007. 364 с.

  3. Безденежных Б. Н. Различия мозгового обеспечения индивидуального, кооперативного и конкурентного поведения у субъектов с аналитическим и холистическим когнитивными стилями / Б. Н. Безденежных, В. В. Знаков, М. Самс, И. Яаскелайнен, Ю. И. Александров // Экспериментальная психология. 2016. Tом 9. № 2. С. 5-22.

  4. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Дж. Брунер; пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. 413 с.

  5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.

  6. Гиддингс Ф. Основание социологии / Ф. Гиддингс // Американская социологическая мысль. М.: Наука, 1994. С. 293-316.

  7. Дюркгейм Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. М.: Интор, 1996. 80 с.

  8. Дюркгейм Э. Социология образования. Воспитание, его природа и poль / Э. Дюркгейм. М.: Директ-Медиа, 2007. 115 с.

  9. Забродин Ю. М. Психология управления человеческими ресурсами (очерки теории психической регуляции поведения): монография / Ю. М. Забродин. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 224 с.

  10. Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю. М. Забродин. М.: Финстатинформ, 2002. 284 с.

  11. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Академия, 2003. 336 с.

  12. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1976. 383 с.

  13. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

  14. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули; пер. с англ. под ред. А. Б. Толстова. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. 320 с.

  15. Кули Ч. Социальная самость. Первичные группы / Ч. Кули // Американская социологическая мысль / Р. Мертон, Дж. Мид [и др.]; сост. Е. И. Кравченко; под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 316-335.

  16. Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2014. 304 с.

  17. Немировский В. Г. Социология человека. От классических к постнеклассическим подходам / В. Г. Немировский, Д. Д. Невирко. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 304 с.

  18. Пиаже Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История зарубежной психологии 30-60-е годы XX века. М.: Изд-во МГУ, 1986. 384 с.

  19. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 томах / В. А. Сухомлинский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1981. 3 тома.

  20. Тард Г. Законы подражания (Les lois de l’imitation) / Г. Тард; по изд. Ф. Павленкова. М.: Академический Проект, 2011. 304 с.

  21. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет / 3. Фрейд. М.: Эксмо-Пресс, 2017. Кн.  1, 2. 160 с.

  22. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций / 3. Фрейд // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: МГУ, 1980. 148 с.

  23. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

  24. Харчев А. Г. Становление личности / А. Г. Харчев. М.: Знание, 1972. 48 с.

  25. Харчев А. Г. Социология воспитания (о некоторых актуал. социал. пробл. воспитания личности) / А. Г. Харчев. М.: Политиздат, 1990. 220 с.

  26. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования / Е. Н. Шиянов. Ставрополь: СКСИ, 2007. 634 с.

  27. Giddings F. H. The Principles of Sociology: An Analysis of the Phenomena of Association and of Social Organization / F. H. Giddings. 3rd ed. N. Y.; L.: MacMillan & Co., Ltd., 1896. 476 p.

  28. Giddings F. H. The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes / F. H. Giddings. N. Y.; L.: MacMillan & Co., Ltd., 1897. 47 p.

  29. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values / G. Hofstede. Beverly Hills (Cal.), 1980. 327 р.

  30. Parsons T. The Social System / T. Parsons. Glencoe, 1951. 502 р.