Practice and ideology of regional studies of religious security

Release:

2019, Vol. 3. №4 (10)

Title: 
Practice and ideology of regional studies of religious security

Author: Ivan V. Suslov

For citation: Suslov I. V. 2019. “Practice and ideology of regional studies of religious security”. Siberian Socium, vol. 3, no 4 (10), pp. 65-73. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-4-65-73

About the author:

Ivan V. Suslov, Cand. Sci of (Soc.), Associate Professor, Department of History, Political Science and Sociology, Saratov State Legal Academy (Saratov, Russian Federation); eLibrary AuthorID, suslov85@inbox.ru

Abstract:

The contemporary Russian map of threats to religious security is multifaceted. The first place in the hierarchy of threats is the activity of radical Islamists promoting extremist goals, while the second place belongs to the activity of non-traditional religions. This article is devoted to the analysis of methodological tools and results of regional and All-Russian sociological surveys aimed at determining the quality of interfaith relations and the place of religious risks in the national security system. Research into the religious sphere requires a certain sensitivity, which only complicates the process of compiling empirical tools. This article analyzes the experience of sociological surveys in the Volga Region (Bashkortostan, Penze, Ulyanovsk, Mordovia, Astrakhan) and the North Caucasus, using the data from All-Russian surveys. The purpose of this article is to identify the most effective methodological strategies for measuring sectarian tension and determining the risk of religious violence. The analysis of methodological tools shows that the high anxiety of mass consciousness can be recorded using questions on a number of issues. They include the admissibility or inadmissibility of violence in interreligious relations; the need to grant special rights to a denomination (to formalize its dominant position); the benefits or harms of the transition from one religion to another; the attitude towards the demonstration of religious symbols in the public sphere (e. g. hijab). The analysis of empirical research strategies allowed recording the tendency to present non-traditional faiths for Russia as a serious threat to the religious security, as well as to unite under a single cap such diverse phenomena as Wahhabism, the movement of Jehovah’s Witnesses, Protestantism, and Krishnaism. On the contrary, Russian political scientists consider traditional religions the main allies of the state in the field of maintaining religious security. The author concludes that the choice of methods can influence individual and collective perceptions of religious security.

References:

  1. Bocharnikova I. S., Postnov S. D. 2017. “The role of traditional religions in countering religious extremism: regional dimension”. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, no 1, pp. 101-107. [In Russian]

  2. Drobizheva L. M. 2015. “The potential of favourable relations in the regions of the Volga region (according to the results of sociological research)”. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki, no 3, pp. 64-72. [In Russian]

  3. Dryagalov V. S., Topchiev M. S. 2014. “Denominational policy in southern Russia (comparative analysis)”. Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul’tura, no 3, pp. 102-111. [In Russian]

  4. Dryagalov V. S., Topchiev M. S. 2016. “Religious transgression and religious identity of young people in the frontline territories of Northern Prikaspia”. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, vol. 17, no 4, pp. 61-82. [In Russian]

  5. Lunkin R. N., Zagrebina I. V. 2017. Religion and Law in the Contemporary Russia. Moscow: Yurisprudentsiya. [In Russian]

  6. Muslimov S. Sh. 2011. “Religious-political extremism in the evaluation of mass consciousness of Dagestan”. Islamovedenie, no 3, pp. 94-99. [In Russian]

  7. Mchedlova M. M. 2016. “Religion, society, state: challenges and threats of our time”. Sociological Studies, no 10, pp. 110-118. [In Russian]

  8. Mchedlova M. M., Gavrilov Yu. A., Shevchenko A. G. 2015. “Russian identity: patriotism, state, religious and worldview factor”. Islam v sovremennom mire, no 3, pp. 35-48. [In Russian]

  9. Ovchinnikov A. I., Fominskaya M. D. 2014. “Russian religious security and the role of law in ensuring it”. Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik, no 3, pp. 7-15. [In Russian]

  10. Polutin S. V., Shumkova N. V., Chushkin A. M. 2018. “Ethno-religious situation in the Republic of Mordovia: sociological aspect”. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki, no 1, pp. 134-147. [In Russian]

  11. Polutin S. V., Chushkin A. M. 2014. “Ethno-religious threats in the Volga Region”. Regionologiya, no 1, pp. 114-122. [In Russian]

  12. Belikova E. O., Nesterova A. G. (eds). 2013. The Results of Monitoring Public Opinion on Intercultural and Interreligious Dialogue in the Volgograd Region (2011-2013). Volgograd: VolGU. [In Russian]

  13. Romanova A. P., Topchiev M. S. 2014. “Confessional policy and religious networks in the contemporary Russia (the case of a multicultural region — Astrakhan region)”. In: Networks in Public Policy, pp. 169-176. Moscow: Politicheskaya entsiklopediya. [In Russian]

  14. Topchiev M. S. 2016. “The contemporary religion and its transgressive features (on the example of the Astrakhan region as part of the Caspian front)”. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kul’turologiya, no 3, pp. 126-134. [In Russian]

  15. Topchiev M. S., Shtonda V. V. 2017. “Transforming attitudes towards hijab as a marker of strangers in modern culture”. Kaspijskij region: politika, jekonomika, kultura, no 3. pp. 171-179. [In Russian]

  16. Furman D., Kaariajnen K. 2007. “Religiousness in Russia at the turn of the 20th-21st centuries”. Obshhestvennye nauki i sovremennost, no 1, pp. 109-111. [In Russian]

  17. Shahbanova M. M. 2011. “Interfaith dialogue: place and role in modern society (according to the results of sociological research in Dagestan)”. Izvestija vuzov. Severo-Kavkazskij region. Obshhestvennye nauki, no 1, pp. 29-32. [In Russian]

Религиозная безопасность: методические подходы и опыт региональных исследований в контексте современной социологии

Выпуск:

2019. Том 3. №4 (10)

Название: 
Религиозная безопасность: методические подходы и опыт региональных исследований в контексте современной социологии


Для цитирования: Суслов И. В. Религиозная безопасность: методические подходы и опыт региональных исследований в контексте современной социологии / И. В. Суслов // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 4 (10). С. 65-73. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-4-65-73

Об авторе:

Суслов Иван Владимирович, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, политологии и социологии, Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, РФ); eLibrary AuthorID, suslov85@inbox.ru

Аннотация:

Современная российская карта угроз религиозной безопасности многогранна. Согласно многим исследованиям, первое место в иерархии угроз занимает деятельность радикальных исламистов, пропагандирующих экстремистские цели, на втором месте — активность нетрадиционных религий. Статья посвящена анализу методического инструментария и результатов региональных и всероссийских социологических опросов, направленных на выяснение качества межконфессиональных отношений и места религиозных рисков в системе национальной безопасности. Исследования религиозной сферы требуют известной деликатности, что лишь усложняет процесс составления эмпирического инструментария. В статье проанализирован опыт социологических опросов в регионах Поволжья (Башкирии, Пензе, Ульяновске, Мордовии, Астрахани) и Северного Кавказа, привлекались также и данные всероссийских опросов. Целью статьи является определение наиболее эффективных методических стратегий измерения межконфессионального напряжения и определения уровня опасности совершения насилия на религиозной почве. Анализ методического инструментария показывает, что высокая тревожность массового сознания фиксируется с помощью вопросов о допустимости или недопустимости насилия в межрелигиозных отношениях; о необходимости предоставить той или иной конфессии особые права (официально закрепить ее господствующее положение); о пользе или вреде перехода из одной религии в другую; об отношении к демонстрации в публичной сфере религиозных символов (например, хиджаба). Анализ стратегий эмпирических исследований позволил зафиксировать тенденцию представлять нетрадиционные для России конфессии как серьезную угрозу религиозной безопасности, а также объединять под единой шапкой такие разнородные явления, как ваххабизм, движение свидетелей Иеговы, протестантизм, кришнаизм. Напротив, традиционные религии российскими политологами рассматриваются в качестве главных союзников государства в сфере поддержания религиозной безопасности. Сформулирован вывод, согласно которому именно выбор методики исследования, в немалой мере определяющей его результаты, может формировать адекватные или иллюзорные представления о степени религиозной безопасности как у заказчиков исследования, так и в целом у населения нашей страны.

Список литературы:

  1. Бочарникова И. С. Роль традиционных религий в противодействии религиозному экстремизму: региональный аспект / И. С. Бочарникова, С. Д. Постнов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 1. С. 101-107.

  2. Дробижева Л. М. Потенциал благоприятных отношений в областях Приволжского региона (по результатам социологического исследования) / Л. М. Дробижева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 3. С. 64-72.

  3. Дрягалов В. С. Конфессиональная политика на юге России (сравнительный анализ) / В. С. Дрягалов, М. С. Топчиев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3. С. 102-111.

  4. Дрягалов В. С. Религиозная трансгрессия и религиозная идентичность молодежи на фронтирных территориях Северного Прикаспия / В. С. Дрягалов, М. С. Топчиев // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Том 17. № 4. С. 61-82.

  5. Лункин Р. Н. Религия и право в современной России / Р. Н. Лункин, И. В. Загребина. М.: Юриспруденция, 2017. 256 с.

  6. Муслимов С. Ш. Религиозно-политический экстремизм в оценке массового сознания дагестанцев / С. Ш. Муслимов // Исламоведение. 2011. № 3. С. 94-99.

  7. Мчедлова М. М. Религия, общество, государство: вызовы и угрозы современности / М. М. Мчедлова // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 110-118.

  8. Мчедлова М. М. Российская идентичность: патриотизм, государство, религиозно-мировоззренческий фактор / М. М. Мчедлова, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Ислам в современном мире. 2015. № 3. С. 35-48.

  9. Овчинников А. И. Религиозная безопасность России и роль права в ее обеспечении / А. И. Овчинников, М. Д. Фоминская // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 3. С. 7-15.

  10. Полутин С. В. Этноконфессиональная ситуация в республике Мордовия: социологический аспект / С. В. Полутин, Н. В. Шумкова, А. М. Чушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1. С. 134-147.

  11. Полутин С. В. Этнорелигиозные угрозы в Поволжском регионе / С. В. Полутин, А. М. Чушкин // Регионология. 2014. № 1. С. 114-122.

  12. Результаты мониторинга общественного мнения по вопросам межкультурного и межрелигиозного диалога в Волгоградской области (2011-2013 годы) / авт.-сост. Е. О. Беликова, А. Г. Нестерова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013.

  13. Романова А. П. Конфессиональная политика и религиозные сети в современной России (на примере поликультурного региона — Астраханская область) / А. П. Романова, М. С. Топчиев // Сети в публичной политике. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 169-176.

  14. Топчиев М. С. Современная религиозность и ее трансгрессивные особенности (на примере Астраханской области как части прикаспийского фронтира) / М. С. Топчиев // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2016. № 3. С. 126-134.

  15. Топчиев М. С. Трансформация отношения к хиджабу как к маркеру чужого в современной культуре / М. С. Топчиев, В. В. Штонда // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 3. С. 171-179.

  16. Фурман Д. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий / Д. Фурман, К. Каариайнен // Общественные науки и современность. 2007. № 1. C. 109-111.

  17. Шахбанова М. М. Межконфессиональный диалог: место и роль в современном обществе (по результатам социологического исследования в Дагестане) / М. М. Шахбанова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011. № 1. С. 29-32.