Перформативное образование: нужна ли социология негуманитарным специальностям?

Выпуск:

2019. Том 3. №3

Название: 
Перформативное образование: нужна ли социология негуманитарным специальностям?


Для цитирования: Бесчасная А. А. Перформативное образование: нужна ли социология негуманитарным специальностям? / А. А. Бесчасная, А. А. Бесчасный // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 3. С. 20-39. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-3-20-39

Об авторах:

Бесчасная Альбина Ахметовна, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Санкт-Петербург, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, aabes@inbox.ru

Бесчасный Андрей Анатольевич, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник, Институт дополнительного профессионального образования «Высшая экономическая школа» Санкт-Петербургского государственного экономического университета (г. Санкт-Петербург, РФ); eLibrary AuthorID, Scopus AuthorID, a.besch@yandex.ru

Аннотация:

Целью написания данной статьи является рефлексия значения социологического знания в профессиональной подготовке специалистов негуманитарного профиля с позиций «перформативного образования». «Перформативность» образования, понимаемая как производство знания и образовательная деятельность, приобретает смысл только в ситуации их востребованности и эффективности (Ж.-Ф. Лиотар). В результате реформирования системы образования перформативность образовательной деятельности приобрела характер сугубо финансовой пользы, измеряемой в краткосрочной перспективе. Современные тенденции формирования образовательных программ вузов учебными дисциплинами «перформативного» характера выразились в сокращении учебных часов общегуманитарных дисциплин, в числе которых был минимизирован или полностью ликвидирован и учебный курс социологии. В качестве теоретической информационной базы исследования были использованы публикации российских и зарубежных ученых в области социологии образования. Материалом для эмпирического этапа исследования послужила организационно-методическая документация, сопровождающая учебный процесс в ряде российских вузов с конца ХХ в. по настоящее время и представленная в фондах Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и на сайтах образовательных учреждений. Авторами был проведен анализ учебных программ высшего образования. Перформативность социологического знания и изучения социологии на индивидуальном уровне выражается в нескольких аспектах: 1) в формировании самосознания личности и становлении профессионала, интегрированного в общественные отношения; 2) в развитии у выпускников умений осуществлять анализ и прогноз социальных трансформаций; 3) в поддержании ценностного базиса и гражданско-правовой культуры в обществе. Перформативность социологии на уровне общественного сознания, наряду с философией, культурологией, этикой и др., проявляется в формировании социокультурных регуляторов, необходимых для достижения и сохранения экономической стабильности и развития общества. Научная новизна предлагаемого авторами подхода выражается в рассмотрении социологического знания как необходимого компонента практико-ориентированного и капитализируемого профессионального знания, создающего долгосрочные экономические и социальные эффекты для студента, т. е. будущего квалифицированного специалиста, его потенциального работодателя и общества в целом. Практическое значение представленных выводов выражается в усилении позиций социологии как науки и учебной дисциплины в вопросах моделирования образовательных программ профессиональной подготовки студентов вузов.

Список литературы:

  1. Абрамов Р. Н. Профессиональная этика в контексте социологии профессий: обзор зарубежных концепций / Р. Н. Абрамов // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 87-94. DOI: 10.31857/S000523100000168-8
  2. Авралев Н. В. Анализ мотивации абитуриентов 2016 года в целях оптимизации политики менеджмента качества образовательных услуг вуза / Н. В. Авралев, И. Н. Ефимова, А. В. Маковейчук // Высшее образование сегодня. 2017. № 1. С. 53-57.
  3. Армстронг М. Performance Management. Управление эффективностью работы / М. Армстронг, А. Бэрон. М.: HIPPO, 2005. 384 с.
  4. Бондаренко Н. Что работодатели ждут от выпускников вузов / Н. Бондаренко, Т. Лысова // Научно-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/news/188111459.html (дата обращения: 25.08.2018).
  5. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / Р. Бояцис. М.: HIPPO, 2008. 352 с.
  6. Буланова М. Б. Социологическое образование в России / М. Б. Буланова. М.: РГГУ, 2011. 306 с.
  7. Глотова Е. Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход / Е. Е. Глотова // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 185-187.
  8. Горшков М. К. Российское общество как оно есть: опыт социологической диагностики: в 2 томах / М. К. Горшков. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Новый хронограф, 2016. Том 1. 416 с.
  9. Горшков М. К. Основные вехи в развитии отечественной социологии (конец 1950-х — 2010-е гг.) / М. К. Горшков, Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. 2018. № 6. С. 3-16. DOI: 10.7868/S0132162518060016
  10. Дежина И. Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» / И. Г. Дежина, Г. А. Ключарев // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40-48. DOI: 10.31857/S013216250001957-5
  11. Добреньков В. И. Социологическое образование в России / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко, Д. А. Гутнов. М.: Академический проект: Альма Матер, 2009. 752 с.
  12. Друкер П. Эффективный управляющий / П. Друкер. М.: Бук Чембер Интернешнл: Остожье, 1994. 268 с.
  13. Дулина Н. В. Социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, П. Г. Евдокимов. Волгоград: ВолгГТУ, 2003. 84 с.
  14. Ефимова И. Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) / И. Н. Ефимова // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 6 (76). С. 60-68.
  15. Жвитиашвили А. Ш. Рабочий класс в постиндустриальном обществе / А. Ш. Жвитиашвили // Социологические исследования. 2013. № 2 (346). С. 33-42.
  16. Зборовский Г. Е. О периодизации истории отечественной социологии / Г. Е. Зборовский // Социологический журнал. 2015. Том 21. № 1. С. 101-124. DOI: 10.19181/socjour.2015.21.1.1253
  17. Зборовский Г. Е. Существует ли система высшего образования в России? / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 76-86. DOI: 10.7868/S0132162517110095
  18. Золотов В. И. Из опыта преподавания социологии в техническом вузе / В. И. Золотов, Н. Д. Золотова // Социологические исследования. 1997. № 12. С. 97-100.
  19. Иваненков С. П. Социология: учебно-методическое пособие / С. П. Иваненков. СПб.: РИО СПб ф-ла РТА, 2006. 107 с.
  20. Иванова В. Ф. Социология. Рабочая программа курса Московского государственного университета путей сообщения / В. Ф. Иванова. М., 2001. 20 с.
  21. Колбановский В. В. Средний класс — социальная реальность, «класс на бумаге» или «обман трудящихся»? / В. В. Колбановский // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 42-57; 54-55. 
  22. Кондрескул А. М. Социология: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров / А. М. Кондрескул. Архангельск: КИРА, 2017. 215 с.
  23. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
  24. Монусова Г. Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления / Г. Монусова // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 12. С. 74-83.
  25. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Нуссбаум. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 193 с.
  26. Общая социология: метод. указания по изучению курса для студентов всех специальностей и форм обучения Новосиб. гос. техн. ун. Новосибирск, 1997. 22 с.
  27. Осипов А. М. Социология образования в России: проблемы и перспективы / А. М. Осипов, В. В. Тумалев // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 120-127. 
  28. Осипов Г. В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле / Г. В. Осипов // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 12-13.
  29. Остин Дж. Слово как действие / Дж. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. 1986. Вып. 17. С. 22-154.
  30. Официальный сайт Государственного университета морского и речного флота им. Адмирала С. О. Макарова. URL: https://gumrf.ru/useruploads/files/OOP2018/UP/Ucheb_plan_S_A_6.3.18.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  31. Официальный сайт ИАиС ВолГТУ. URL: http://edu.vgasu.vrn.ru/Docs/Plan/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2fDocs%2fPlan%2f%d0%91%d0%b0%d0%ba... (дата обращения: 15.09.2018).
  32. Официальный сайт Московского физико-технического института. URL: https://mipt.ru/education/study_plan/ (дата обращения: 20.01.2019).
  33. Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. URL: https://spbguga.ru/files/2017/Ych_ypr/Ych_plani/Bakalavr/25.03.01_TELAD.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  34. Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». URL: https://etu.ru/sveden/education/#docs (дата обращения: 20.01.2019).
  35. Планы семинарских занятий по социологии. Уфа: УГАТУ, 1993. 20 с.
  36. Покровский Н. Е. Преподавание социологии: перспективы, лабиринты и тупики / Н. Е. Покровский // Высшее образование сегодня. 2007. № 6. С. 30-34. 
  37. Покровский Н. Е. Преподавание социологии: наш ответ на новые вызовы / Н. Е. Покровский // Высшее образование сегодня. 2007. № 7. С. 32-36.
  38. Портал для молодых специалистов Career.ru. URL: https://career.ru/article/15186 (дата обращения: 26.07.2018).
  39. Программа и методические указания к изучению курса «Социология» / сост. Е. М. Фрадкина. Волгоград: Волгогр. гос. с.-х. акад., 1996. 24 с.
  40. Программа курса «Социология» для слушателей очной формы обучения / авт.-сост. С. П. Иваненков. СПб., 2002. 32 с.
  41. Рабочая программа дисциплины «Социология» для студентов всех форм обучения и факультетов СПбИЭА. СПб., 1993. 17 с.
  42. Рабочая программа дисциплины «Социология и политология» для бакалавров Строительного факультета СПбГАСУ. СПб., 2013.
  43. Рабочая программа и индивидуально-модульный контроль знаний по курсу «Социология». Саратов, 1992. 22 с.
  44. Рабочая программа «Основы общей социологии» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. СПб., 1992. 16 с.
  45. Рабочая программа «Социология». СПб.: ПГУПС, 2017. 12 с.
  46. Рабочие учебные планы специальностей ОУ «Московский университет потребительской кооперации». М., 2003. 75 с.
  47. Социология и политология: учебно-методическая программа для студентов ЛГИ. Ленинград, 1990. 38 с.
  48. Социология: методические указания и планы семинарских занятий Санкт-Петерб. гос. техн. ун-т. СПб., 1996. 24 с.
  49. Социология: методическое пособие. Казань: КГТУ, 2007. 36 с.
  50. Социология: планы семинарских занятий Балтийского государственного технического университета «Военмех». СПб., 2001. 18 с.
  51. Социология: рабочая программа курса для студентов всех специальностей и форм обучения УГНИ. Уфа, 1993. 10 с.
  52. Социология: тематический план, рабочая программа и методические рекомендации к семинарским занятиям. Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. М., 2002. 72 с.
  53. Социология: учебно-методические материалы для студентов технических вузов (МВТУ им. Н. Э. Баумана). М., 2006. 22 с.
  54. Тематика контрольных работ по курсу «Социология» (для заочных отделений политехнических циклов ЯГУ). Якутск, 1993. 28 с.
  55. Терентьева И. Н. «Социологическое воображение» и преподавание социологии в техническом вузе / И. Н. Терентьева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 9-1 (35). С. 175-177.
  56. Шереги Ф. Э. Факторы, противодействующие модернизации российского профессионального образования / Ф. Э. Шереги // Вестник Института социологии. 2010. № 1. С. 242-254.
  57. Beer M. Employee growth performance management / М. Beer, R. A. Ruh // Harvard Business Reviews. 1976. July-August. Рp. 59-66.
  58. Giddens А. Nine Theses on the Future of Sociology / А. Giddens // Social Theory and Modern Sociology / А. Giddens. Cambridge: Polity Press, 1987. Сh. 2. Рp. 22-51. URL: http://socioline.ru/pages/entoni-giddens-devyat-tezisov-o-buduschem-sotsiologii (дата обращения: 28.11.2018).
  59. Kuhfahl R. Key performance indicators: what can they do for you? / R. Kuhfahl, Ch. Sehlke, J. Sones, N. Howard // Armed Forces Comptroller. 2018. Vol. 63. Issue 2. Рp. 37-40.
  60. Marti E. When do theories become self-fulfilling? Exploring the boundary conditions of performativity / E. Marti, J.-P. Gond // Academy of Management Review. 2018. Vol. 43. Issue 3. Pp. 487-508. DOI: 10.5465/amr.2016.0071