Выпуск:
2019. Том 3. №2Об авторах:
Мальцева Анна Васильевна, доктор социологических наук, доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии, Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, Scopus AuthorID, Google Scholar, annamaltseva@rambler.ruАннотация:
В статье впервые рассматриваются социологические аспекты самопрезентации студентов с помощью виртуальной информационно-рейтинговой системы LevelPride. Она предназначена для ведения личного портфолио, а также для составления различных рейтингов пользователей на основании внесенных ими в систему собственных достижений. Целью статьи является анализ возможностей социологического использования этого ресурса как одного из способов интеграции и модернизации региональных систем образования в направлениях: 1) мотивация обучающихся к поддержке своей социальной конкурентоспособности в актуальном состоянии и ее эффективной презентации не только в регионе, но и за его пределами; 2) оценка соответствия сформированных компетенций требованиям рынков труда разных регионов и ожиданиям социума. Эмпирической основой статьи выступают сведения из е-портфолио (электронного портфолио) LevelPride (всего более 10000 профилей пользователей системы). Для исследования основных каналов самопрезентации пользователей применялись частотный, дескриптивный, кластерный, факторный анализ. В результате выделены пять кластеров, структурированных по видам достижений студентов в той или иной сфере социальной деятельности. Предложена методика и разработана технология эмпирического анализа данных е-портфолио LevelPride, использование которой позволило выявить основные предпочтения обучающихся в выборе каналов самопрезентации. Выделены три группы студентов, для каждой из которых характерен собственный социальный акцент самопрезентации с условным названием «утилитарный», «профессиональный» и «коммуникационный». Выявлены различия в достижении жизненного успеха для каждой из групп. Обнаружена проблемная ситуация, когда студенческая самопрезентация не способствует, а препятствует успешному проектированию своей дальнейшей жизни. Показано, что описываемый источник данных полезен для социологического анализа проблем различных социальных групп.
Ключевые слова:
Список литературы: