Выпуск:
2019. Том 3. №2Об авторе:
Кузнецова Альфия Рашитовна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, alfia_2009@mail.ruАннотация:
Цель настоящей статьи — проанализировать тенденции международной образовательной миграции в рамках общих миграционных процессов в контексте федеральных округов Российской Федерации и входящих в них регионов. Осуществленный анализ данных государственной статистики (2016-2018 гг.) выявил наличие ряда противоречивых тенденций в ее различных аспектах. Показано, что международная образовательная миграция в России имеет крайне низкий удельный вес, который составляет лишь 3% в общем миграционном притоке. При этом в целом число образовательных мигрантов выросло почти на треть. Основными странами-«донорами» образовательной миграции являются: Казахстан, Китай, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Ирак и др. Одновременно количество образовательных мигрантов из Казахстана, Украины, Молдовы за три года несколько снизилось. Выявлены существенные диспропорции в территориальном распределении образовательных миграционных потоков в Российской Федерации. Они направлены, главным образом, в регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов (учебные заведения которых совместно принимают к себе около 50% мигрантов на учебу, Приволжский и Сибирский — более 30%). Тем самым проявляется еще один из существенных показателей территориальных диспропорций в развитии нашей страны, в данном случае — системы образования и связанной с ней инфраструктуры. В данной статье автором впервые выделены типы динамики образовательной миграции в федеральных округах и построена соответствующая типология. Предложен коэффициент роста образовательной миграции, представляющий собой отношение роста количества образовательных мигрантов к увеличению общего числа лиц, прибывших в федеральный округ и зарегистрированных как мигранты. Представляется целесообразным, наряду с анализом международной образовательной миграции с позиций механизма перераспределения человеческого капитала, обратиться к его изучению в ракурсе современного социокультурного подхода. Это позволит более глубоко исследовать социокультурные факторы и последствия образовательной миграции.
Ключевые слова:
Список литературы: