Research experience of social security of educational process in Siberian University

Release:

2019, Vol. 3. №1

Title: 
Research experience of social security of educational process in Siberian University


For citation: Savochkin D. V., Trufanov D. O. 2019. “Research experience of social security of educational process in Siberian University”. Siberian Socium, vol. 3, no 1, pp. 61-72. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-1-61-72

About the authors:

Dmitry V. Savochkin, Cand. Sci. (Soc.), Head of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Siberian Fire and Rescue Academy of EMERCOM of Russia (Zheleznogorsk, Russian Federation); gsed@sibpsa.ru

Dmitry O. Trufanov, Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor, Department of Sociology, Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation); ORCID: 0000-0002-5946-7479; WoS ResearcherID: AAJ-6463-2020dtrufanov@sfu-kras.ru

Abstract:

This article discusses the issues of social security and activities to ensure the protection of students in the higher education. On the example of monitoring for three years in the Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of emergency situations of Russia, the authors analyze the influence of factors related to the functioning of the basic services of the Academy, determining the conditions of the educational process. In relation to the Siberian Fire and Rescue Academy, such indicators included 1) satisfaction of cadets with the work of the catering service, 2) medical support service, 3) satisfaction of cadets with the quality of teaching disciplines, 4) assessment of the moral and psychological climate in the team by cadets, and 5) assessment of the state of social relations in the University by cadets. The authors draw conclusions about the dynamics of overall satisfaction of students and their attitude to individual service areas implemented in the educational institution.

References:

  1. Azyamov S. V. 2005. “Psychology of modern terrorism”. Shchit, no 11, pp. 112-114. [In Russian]
  2. Kara-Murza S. T. 2001. Manipulating Consciousness. Moscow. [In Russian]
  3. Kudryavtsev V. N. 2017. Social Deformations (Causes, Mechanisms, and Solutions). Revised edition. Moscow: Norma: INFRA-M. [In Russian]
  4. Nemirovskiy V. G. 1989. Sociology of Personality. Theory and Practical Experience. Krasnoyarsk: Izdatelstvo Krasnoyarskogo gosuniversiteta. [In Russian]
  5. Nevirko D. D., Shinkevich V. E., Kupriyanchik T. V. 2013. “Theoretical-methodological and legal bases of monitoring studies of social phenomena: foreign and domestic approaches to the study of the drug situation”. Vestnik of Siberian Law Institute of the MIA of Russia, no 2 (13), pp. 124-135. [In Russian]
  6. Nevirko D. D., Shinkevich V. E., Sharypova V. A. 2004. Lectures in Sociology. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the MIA of Russia. [In Russian]
  7. Savochkin D. V., Trufanov D. O. 2017. “Sociological monitoring as a means of managing the quality of the educational process in educational institutions of higher education EMERCOM of Russia”. Sibirskiy pozharno-spasatelnyy vestnik, no 5, pp. 27-33. [In Russian]
  8. Savochkin D. V. 2015. “The system of sociological monitoring as a tool to control the quality of the educational process in universities of the EMERCOM of Russia system”. Problemy obespecheniya bezopasnosti pri likvidatsii posledstviy chrezvychaynykh situatsiy, no 2. Accessed 9 December 2018. https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sotsiologicheskogo-monitoringa-kak-instrument-kontrolya-ka... [In Russian]
  9. Turgunova A. T. 2018. “Social threats and social security”. Proceedings of the 3rd International Research Conference “Psihologiya: traditsii i innovatsii” (March, Samara), pp. 33-34. Kazan: Molodoy uchenyy. [In Russian]

Опыт исследования социальной безопасности образовательного процесса в сибирском вузе

Выпуск:

2019. Том 3. №1

Название: 
Опыт исследования социальной безопасности образовательного процесса в сибирском вузе


Для цитирования: Савочкин Д. В. Опыт исследования социальной безопасности образовательного процесса в сибирском вузе / Д. В. Савочкин, Д. О. Труфанов // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 1. С. 61-72. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-1-61-72

Об авторах:

Савочкин Дмитрий Викторович, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (г. Железногорск, РФ); gsed@sibpsa.ru

Труфанов Дмитрий Олегович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, РФ); доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (г. Железногорск, РФ); dtrufanov@sfu-kras.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы социальной безопасности и деятельности по обеспечению защищенности лиц, обучающихся в образовательном учреждении высшего образования. Цель статьи — анализ факторов, способных снизить уровень социальной безопасности образовательного процесса в современном образовательном учреждении высшего образования как основного элемента профессиональной социализации будущих специалистов. На примере мониторингового исследования, которое проводилось в течение трех лет на базе Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, авторы статьи анализируют влияние ряда факторов, связанных с функционированием основных сервисов Академии, определяющих условия образовательного процесса. Применительно к Сибирской пожарно-спасательной академии такими индикаторами выступили: 1) удовлетворенность курсантов работой сервиса обеспечения питанием; 2) сервиса медицинского обеспечения; 3) удовлетворенность курсантов качеством преподавания учебных дисциплин; 4) оценка курсантами морально-психологического климата в коллективе; 5) оценка курсантами состояния социальных отношений в вузе. В результате проведенного исследования авторы делают ряд выводов, касающихся динамики общей удовлетворенности обучающихся и их отношения к отдельным сервисным направлениям, реализуемым в учебном заведении.

Список литературы:

  1. Азямов С. В. Психология современного терроризма / С. В. Азямов // Щит. 2005. № 11. С. 112-114.
  2. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. М., 2001.
  3. Кудрявцев В. Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления): монография [репр. изд.] / В. Н. Кудрявцев. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 136 с.
  4. Немировский В. Г. Социология личности. Теория и опыт исследования / В. Г. Немировский. Красноярск: Изд-во Красноярского госуниверситета, 1989. 194 с.
  5. Невирко Д. Д. Теоретико-методологические и правовые основы мониторинговых исследований социальных явлений: зарубежный и отечественный подходы к изучению наркоситуации / Д. Д. Невирко, В. Е. Шинкевич, Т. В. Куприянчик // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2013. № 2 (13). С. 124-135.
  6. Невирко Д. Д. Социология: курс лекций / Д. Д. Невирко, В. Е. Шинкевич, В. А. Шарыпова. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2004.
  7. Савочкин Д. В. Социологический мониторинг как средство управления качеством учебного процесса в образовательных организациях высшего образования МЧС России / Д. В. Савочкин, Д. О. Труфанов // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2017. № 5. С. 27-33.
  8. Савочкин Д.В. Система социологического мониторинга как инструмент контроля качества образовательного процесса в вузах системы МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sotsiologicheskogo-monitoringa-kak-instrument-kontrolya-ka... (дата обращения: 09.12.2018).
  9. Тургунова А. Т. Социальные угрозы и социальная безопасность / А. Т. Тургунова // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018. С. 33-34.