Этосы образования и модернизация российского общества

Выпуск:

2018. Том 2. №4

Название: 
Этосы образования и модернизация российского общества


Для цитирования: Павлов А. П. Этосы образования и модернизация российского общества / А. П. Павлов, П. А. Павлов // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 4. С. 70-80. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-4-70-80

Об авторах:

Павлов Александр Павлович, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, РФ); pavloff56@list.ru

Павлов Павел Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, РФ); savel-b@yandex.ru

Аннотация:

В статье предпринята попытка анализа образования как социального ресурса воспроизводства российского общества в условиях его модернизации в начале XXI в. По мнению авторов, эти возможности содержатся в образовательной среде, и прежде всего в таком ее компоненте, как образовательный этос. В статье различаются понятия «образовательное пространство» и «пространство обучения». В пространстве обучения молодой человек получает необходимые для жизни знания. В образовательной среде молодой человек формируется как участник воспроизводства общества, т. е. как социальный актор. Проблема современного образования состоит в том, что существующие практики и методы обучения не направлены в достаточной мере на воспроизводство акторов, отвечающих требованиям модернизации российского общества. Современный этап модернизации общества (а образование является важнейшей его подсистемой) выдвигает новые требования к механизму воспроизводства образовательной среды, который в статье обозначается как аутопойезис образования. Цель статьи — показать возможности повышения эффективности образования как аутопойетической системы. Эти возможности авторы видят в структуре этоса образования. В работе исследуется феномен и характерные признаки этоса образования. Этос образования на основе социально-онтологического подхода трактуется как система этико-онтологических отношений, которые обеспечивают вовлечение молодых людей в процессы образовательного аутопойезиса в качестве его акторов.

Список литературы:

  1. Бакштановский В. И. Введение в прикладную этику: монография / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. 392 с.
  2. Вахштайн В. Дело повседневности. Социология в судебных прецедентах / В. Вахштайн. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 144 с.
  3. Кемеров В. Е. Классическое, неклассическое, постклассическое / В. Е. Кемеров // Современный философский словарь. 2-е изд., испр. и доп. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: Панпринт, 1998. 1064 с.
  4. Любимов Л. Л. Угасание образовательного этоса / Л. Л. Любимов // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 199-210.
  5. Луман Н. Общество как социальная система / Н. Луман. М.: Логос, 2004. 232 с.
  6. Матурана У. Древо познания / У. Матурана, Ф. Варела. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.
  7. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. Изд. 3-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 416 с.
  8. Пригожин А. И. Российский этос: обогащение или лечение? / А. И. Пригожин // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 29-40.
  9. Ритцер Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
  10. Труфанов Д. О. Жизненные траектории городской молодежи Красноярского края (по материалам социологического исследования): монография / Д. О. Труфанов, А. П. Павлов. Красноярск: Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. 192 с.
  11. Уокер Т. Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире / Т. Уокер. М.: Альпина Паблишер, 2018. 256 с.
  12. Хюбнер Б. Произвольный этоc и принудительность эстетики / Б. Хюбнер. Минск: Пропилеи, 2000. 148 c.
  13. Benedict R. Patterns of Culture / R. Benedict. Boston; New York, 1934. Pр. 36-37.
  14. Eisenstadt S. N. Tradition, Change, and Modernity / S. N. Eisenstadt. N.Y.: John Wiley & Son, 1973. 367 p.
  15. Latour B. When Things Strike Back: A Possible Contribution of ‘Science Studies’ to the Social Sciences / B. Latour // British Journal of Sociology. L., 2000. Vol. 51. Nо 1. Pр. 107-123.
  16. Maturana H. R. The Organization of the Living: A Theory of the Living Organization / H. R. Maturana // International Journal of Man-Machine Studies. 1975. Vol. 7. Рp. 313-332.
  17. Popper K. R. Epistemology Without a Knowing Subject // Popper Karl R. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach / K. R. Popper. Oxford: Clarendon Press, 1979. Ch. 3. Рp. 106-152.
  18. Shils E. Centre and Periphery / E. Shils // The Logic of Personal Knowledge: Essays Presented to Michael Polanyi. Routledge & Kegan Paul, 1961. Рp. 117-130.