G. F. Shafranov-Kutsev’s concept of modernizing vocational education as a fundament for deeper studies of the students of the Middle Urals

Release:

2018, Vol. 2. №4

Title: 
G. F. Shafranov-Kutsev’s concept of modernizing vocational education as a fundament for deeper studies of the students of the Middle Urals


For citation: Vishnevskiy Yu. R., Narkhov D. Yu., Vishnevskiy S. Yu., Belova O. R. 2018. “G. F. Shafranov-Kutsev’s concept of modernizing vocational education as a fundament for deeper studies of the students of the Middle Urals”. Siberian Socium, vol. 2, no 4, pp. 59-69. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-4-59-69

About the authors:

Yuri R. Vishnevskiy, Dr. Sci. (Philos.), Professor, Department of Sociology and Technology State and Municipal Management, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation); soc_stu@e1.ru

Dmitry Yu. Narkhov, Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor, Department of Organization of Work with Youth, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation); d_narkhov@mail.ru

Sergey Yu. Vishnevskiy, Dr. Sci. (Soc.), Professor, Department of Sociology and Technology State and Municipal Management, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation); soc_stu@mail.ru

Olga R. Belova, Master, Senior Lecturer, Department of Sociology and Technology State and Municipal Management, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation); o.r.belova@urfu.ru

Abstract:

The authors commemorate the anniversary of the famous Russian sociologist Gennady F. Shafranov-Kutsev in this article, studying his concept of modernization of vocational education (precisely, its essence, modernization directions, features, problems, contradictions, and prospects). Using this methodology, the authors plan to deepen the tools and interpretation of the students’ monitoring results in the Sverdlovsk Region (1995-2016). The object of study remained the same at all monitoring stages — the third year university students in the Sverdlovsk Region. During the monitoring and forming the sample, an essential feature was the students’ major field of study: engineering, natural sciences, humanities, and social economics. The sample size reflected the overall growth in the students’ number: N1995 = 851; N1999 = 994; N2003 = 954; N2007 = 1,210; N2009 = 1,495; N2012 = 1,802; N2016 = 1,827. The monitoring material and methods have already been published, discussing the details of analysis and identifying the main trends. This article focuses on mapping the monitoring results to G. F. Shafranov-Kutsev’s modernization concept and Tyumen researchers’ results. Particular interest belongs to the problem of students’ admission into universities, quality of education, formation of innovative potential of future specialists, and the conditions for its actualization. The authors conclude with a proposal for a more in-depth study of the contribution of Ural and Siberian sociologists to the development of the national sociology of education and youth.

References:

  1. Zorkaya N. 2014. “Not rebels, but opportunists”. Nezavisimaya gazeta, 15 April. [In Russian]
  2. Korableva G. B. 2009. “Social institutions and social organizations: interaction features”. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennyye nauki, no 4 (70), pp. 111-118. [In Russian]
  3. Korableva G. B. 2014. “Sociological analysis of the phenomenon of professional deformations”. Proceedings of the 17th International Conference devoted to the memory of Prof. L. N. Kogan “Kul’tura, lichnost’, obshchestvo v sovremennom mire: Metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya” (20-21 March 2014, Yekaterinburg), pp. 111-118. Yekaterinburg: Ural State University. [In Russian]
  4. Korableva G. B. 2013. “Formation of approaches to the sociology of professions in Russia”. Sotsiologicheskiye issledovaniya, no 1, pp. 109-117. [In Russian]
  5. Narkhov D. Yu. 2011. “On the methodological problems of studying the modernization of higher professional education”. Proceedings of the 2nd Tyumen Sociological Forum “Sotsial’nyye vyzovy modernizatsii regionov Rossii” (28-29 June 2011, Tyumen, Russia) in 2 vols. Edited by M. M. Akulich, G. S. Korepanov, and V. A. Yudashkin. Vol. 2, pp. 94-99. Tyumen: UTMN Publishing House. [In Russian]
  6. Narkhov D. Yu. 2015. “Teachers of Higher Education as a Resource for the Modernization of Higher Professional Education”. Cand. Sci. (Soc.) diss. Yekaterinburg: Ural State University. Accessed on 23 November 2018. https://elibrary.ru/item.asp?id=26876222 [In Russian]
  7. Shafranov-Kutsev G. F., Akulich M. M., Batyreva M. V. et al. 2016. Sociology of Contemporary Education: A Textbook for Teaching Colleges and Universities. Edited by G. F. Shafranov-Kutsev. Moscow: Logos. [In Russian]
  8. Bannikova L. A. et al. 2017. Student 1995-2016: The Dynamics of Socio-Cultural Development of Students of the Middle Urals. Edited by Yu. R. Vishnevskiy. Yekaterinburg: Ural State University. [In Russian]
  9. Shafranov-Kutsev G. F. 1997. The University and The Region. Tyumen: University of Tyumen. [In Russian]
  10. Shafranov-Kutsev G. F. 2007. “Thinking globally, acting locally”. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz, no 2, pp. 31-37. [In Russian]
  11. Shafranov-Kutsev G. F. 2015. “On certain sociological regularities of contemporary education development”. Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research, no 2 (2), pp. 6-19. [In Russian]
  12. Shafranov-Kutsev G. F. 2005. “A modern society needs a modern university”. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz, no 5, pp. 14-25. [In Russian]
  13. Shafranov-Kutsev G. F. 2003. University in the Regional Community. Moscow: Vysshaya shkola. [In Russian]
  14. Shafranov-Kutsev G. F., Gulyayeva L. V. 2017. “Study of the competitive orientation of modern high school students: current trends and prospects of formation (the case of the Tyumen Region)”. Integratsiya obrazovaniya, vol 21, no 4, pp. 651-668. [In Russian]
  15. Shafranov-Kutsev G. F., Trubin G. A. 2013. “Vocational education and innovative activity of the population”. Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research, no 8, pp. 37-47. [In Russian]
  16. Shafranov-Kutsev G. F. 2011. Modernization of Russian Professional Education: Problems and Prospects. Tyumen: UTMN Publishing House. [In Russian]

Концепция модернизации профессионального образования Г. Ф. Шафранова-Куцева как основа углубления исследований студенческой молодежи Среднего Урала

Выпуск:

2018. Том 2. №4

Название: 
Концепция модернизации профессионального образования Г. Ф. Шафранова-Куцева как основа углубления исследований студенческой молодежи Среднего Урала


Для цитирования: Вишневский Ю. Р. Концепция модернизации профессионального образования Г. Ф. Шафранова-Куцева как основа углубления исследований студенческой молодежи Среднего Урала / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, С. Ю. Вишневский, О. Р. Белова // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 4. С. 59-69. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-4-59-69

Об авторах:

Вишневский Юрий Рудольфович, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и технологий ГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); soc_stu@e1.ru

Нархов Дмитрий Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); d_narkhov@mail.ru

Вишневский Сергей Юрьевич, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий ГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); soc_stu@mail.ru

Белова Ольга Рудольфовна, магистр, старший преподаватель кафедры социологии и технологий ГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); o.r.belova@urfu.ru

Аннотация:

Статья подготовлена в связи с юбилеем известного отечественного социолога Геннадия Филипповича Шафранова-Куцева. В статье исследуется его концепция модернизации профессионального образования (сущность, направления модернизации, особенности, проблемы, противоречия и перспективы модернизации системы высшего образования). Основной ракурс анализа — выявление возможностей использования данной концепции для углубления методологии, инструментария и интерпретации результатов мониторинга социокультурного развития студенчества Свердловской области (1995-2016 гг.). На всех этапах мониторинга оставался прежним объект исследования — студенты третьих курсов вузов Свердловской области. В процессе мониторинга при формировании выборки существенной ее характеристикой выступал профиль обучения респондентов: технические, естественнонаучные, гуманитарные и социально-экономические специальности. Соответственно росту количества студентов, обучающихся в вузах региона, увеличивался и размер выборки: N1995 = 851; N1999 = 994; N2003 = 954; N2007 = 1210; N2009 = 1495; N2012 = 1802; N2016 = 1827. Материалы мониторинга опубликованы в монографии [8]. В данной статье акцент сделан не на их конкретный анализ, не на выявление тех или иных трендов, а на сопоставление с конкретными положениями концепции модернизации высшего образования Г. Ф. Шафранова-Куцева или с результатами исследований тюменских коллег, основанных на данной концепции. Наибольшее значение для нас имели, в частности, положения концепции, в которых рассматривалась проблематика качества приема студентов, качества обучения, формирования инновационного потенциала будущих специалистов и условий его реализации. Статья завершается предложением более глубокого изучения вклада уральских и сибирских социологов в развитие отечественной социологии образования и социологии молодежи.

Список литературы:

  1. Зоркая Н. Не бунтари, а приспособленцы / Н. Зоркая // Независимая газета. 2014. 15 апреля.
  2. Кораблева Г. Б. Социальные институты и социальные организации: особенности взаимодействия / Г. Б. Кораблева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2009. № 4 (70). С. 111-118.
  3. Кораблева Г. Б. Социологический анализ феномена профессиональных деформаций / Г. Б. Кораблева // XVII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 20-21 марта 2014 г. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 111-118.
  4. Кораблева Г. Б. Становление подходов к социологии профессий в России / Г. Б. Кораблева // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 109-117.
  5. Нархов Д. Ю. О методологических проблемах изучения модернизации высшего профессионального образования / Д. Ю. Нархов // Социальные вызовы модернизации регионов России: материалы II Тюменского социологического форума, 28-29 июня 2011 г. / под ред. М. М. Акулич, Г. С. Корепанова, В. А. Юдашкина: в 2 ч. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. Ч. 2. С. 94-99.
  6. Нархов Д. Ю. Преподаватели высшей школы как ресурс модернизации высшего профессионального образования : дис. … канд. социол. наук / Д. Ю. Нархов. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 246 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26876222 (дата обращения: 23.11.2018).
  7. Социология современного образования: учебник для вузов по педагогическим направлениям (специальностям) / Г. Ф. Шафранов-Куцев, М. М. Акулич, М. В. Батырева и др.; под общ. ред. Г. Ф. Шафранова-Куцева. М.: Логос, 2016. 431 с.
  8. Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л. А. Банникова [и др.]; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.
  9. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион: монография / Г. Ф. Шафранов-Куцев. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 1997. 223 с.
  10. Шафранов-Куцев Г. Ф. Мыслить глобально, действовать локально / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 2. С. 31-37.
  11. Шафранов-Куцев Г. Ф. О некоторых социологических закономерностях развития современного образования / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. № 2 (2). 2015. C. 6-19.
  12. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современному обществу — современный университет / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 14-25.
  13. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет в региональном сообществе: монография / Г. Ф. Шафранов-Куцев. М.: Высшая школа, 2003. 223 с.
  14. Шафранов-Куцев Г. Ф. Исследование конкурентоориентированности современных старшеклассников: актуальные тенденции и перспективы формирования (на примере Тюменской области) / Г. Ф. Шафранов- Куцев, Л. В. Гуляева // Интеграция образования. 2017. Том 21. № 4. С. 651-668.
  15. Шафранов-Куцев Г. Ф. Профессиональное образование и инновационная активность населения / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Г. А. Трубин // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 8. С. 37-47.
  16. Шафранов-Куцев Г. Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография / Г. Ф. Шафранов-Куцев. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. 296 с.