Концепция модернизации профессионального образования Г. Ф. Шафранова-Куцева как основа углубления исследований студенческой молодежи Среднего Урала

Выпуск:

2018. Том 2. №4

Название: 
Концепция модернизации профессионального образования Г. Ф. Шафранова-Куцева как основа углубления исследований студенческой молодежи Среднего Урала


Для цитирования: Вишневский Ю. Р. Концепция модернизации профессионального образования Г. Ф. Шафранова-Куцева как основа углубления исследований студенческой молодежи Среднего Урала / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, С. Ю. Вишневский, О. Р. Белова // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 4. С. 59-69. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-4-59-69

Об авторах:

Вишневский Юрий Рудольфович, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и технологий ГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); soc_stu@e1.ru

Нархов Дмитрий Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); d_narkhov@mail.ru

Вишневский Сергей Юрьевич, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий ГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); soc_stu@mail.ru

Белова Ольга Рудольфовна, магистр, старший преподаватель кафедры социологии и технологий ГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); o.r.belova@urfu.ru

Аннотация:

Статья подготовлена в связи с юбилеем известного отечественного социолога Геннадия Филипповича Шафранова-Куцева. В статье исследуется его концепция модернизации профессионального образования (сущность, направления модернизации, особенности, проблемы, противоречия и перспективы модернизации системы высшего образования). Основной ракурс анализа — выявление возможностей использования данной концепции для углубления методологии, инструментария и интерпретации результатов мониторинга социокультурного развития студенчества Свердловской области (1995-2016 гг.). На всех этапах мониторинга оставался прежним объект исследования — студенты третьих курсов вузов Свердловской области. В процессе мониторинга при формировании выборки существенной ее характеристикой выступал профиль обучения респондентов: технические, естественнонаучные, гуманитарные и социально-экономические специальности. Соответственно росту количества студентов, обучающихся в вузах региона, увеличивался и размер выборки: N1995 = 851; N1999 = 994; N2003 = 954; N2007 = 1210; N2009 = 1495; N2012 = 1802; N2016 = 1827. Материалы мониторинга опубликованы в монографии [8]. В данной статье акцент сделан не на их конкретный анализ, не на выявление тех или иных трендов, а на сопоставление с конкретными положениями концепции модернизации высшего образования Г. Ф. Шафранова-Куцева или с результатами исследований тюменских коллег, основанных на данной концепции. Наибольшее значение для нас имели, в частности, положения концепции, в которых рассматривалась проблематика качества приема студентов, качества обучения, формирования инновационного потенциала будущих специалистов и условий его реализации. Статья завершается предложением более глубокого изучения вклада уральских и сибирских социологов в развитие отечественной социологии образования и социологии молодежи.

Список литературы:

  1. Зоркая Н. Не бунтари, а приспособленцы / Н. Зоркая // Независимая газета. 2014. 15 апреля.
  2. Кораблева Г. Б. Социальные институты и социальные организации: особенности взаимодействия / Г. Б. Кораблева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2009. № 4 (70). С. 111-118.
  3. Кораблева Г. Б. Социологический анализ феномена профессиональных деформаций / Г. Б. Кораблева // XVII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 20-21 марта 2014 г. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 111-118.
  4. Кораблева Г. Б. Становление подходов к социологии профессий в России / Г. Б. Кораблева // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 109-117.
  5. Нархов Д. Ю. О методологических проблемах изучения модернизации высшего профессионального образования / Д. Ю. Нархов // Социальные вызовы модернизации регионов России: материалы II Тюменского социологического форума, 28-29 июня 2011 г. / под ред. М. М. Акулич, Г. С. Корепанова, В. А. Юдашкина: в 2 ч. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. Ч. 2. С. 94-99.
  6. Нархов Д. Ю. Преподаватели высшей школы как ресурс модернизации высшего профессионального образования : дис. … канд. социол. наук / Д. Ю. Нархов. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 246 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26876222 (дата обращения: 23.11.2018).
  7. Социология современного образования: учебник для вузов по педагогическим направлениям (специальностям) / Г. Ф. Шафранов-Куцев, М. М. Акулич, М. В. Батырева и др.; под общ. ред. Г. Ф. Шафранова-Куцева. М.: Логос, 2016. 431 с.
  8. Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л. А. Банникова [и др.]; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.
  9. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион: монография / Г. Ф. Шафранов-Куцев. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 1997. 223 с.
  10. Шафранов-Куцев Г. Ф. Мыслить глобально, действовать локально / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 2. С. 31-37.
  11. Шафранов-Куцев Г. Ф. О некоторых социологических закономерностях развития современного образования / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. № 2 (2). 2015. C. 6-19.
  12. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современному обществу — современный университет / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 14-25.
  13. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет в региональном сообществе: монография / Г. Ф. Шафранов-Куцев. М.: Высшая школа, 2003. 223 с.
  14. Шафранов-Куцев Г. Ф. Исследование конкурентоориентированности современных старшеклассников: актуальные тенденции и перспективы формирования (на примере Тюменской области) / Г. Ф. Шафранов- Куцев, Л. В. Гуляева // Интеграция образования. 2017. Том 21. № 4. С. 651-668.
  15. Шафранов-Куцев Г. Ф. Профессиональное образование и инновационная активность населения / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Г. А. Трубин // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 8. С. 37-47.
  16. Шафранов-Куцев Г. Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография / Г. Ф. Шафранов-Куцев. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. 296 с.