Выпуск:
2018. Том 2. №4Об авторе:
Гаврилюк Вера Владимировна, доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень, РФ); ORCID: 0000-0002-0131-4939; gavriliuk@list.ruАннотация:
Актуализация проблематики исследований рабочего класса в России объясняется динамикой социальной структуры постсоветского общества. Анализ особенностей классового и стратификационного подходов показывает, что основным элементом социальной структуры современного российского общества становится новый рабочий класс. В статье рассматривается обоснование и предлагается определение нового рабочего класса, его отличие от традиционного пролетариата и других категорий наемных работников. Рассматривается вопрос о профессиональной идентичности рабочей молодежи и ее классовом сознании. Показано, что профессиональная идентичность рабочей молодежи неустойчива, противоречива. Это говорит о неустойчивости классовой идентичности, несформированности классового сознания. Сегодня рабочий класс, как основной элемент социальной структуры, не является возвратом к пролетариату прошлых столетий — это новый большой социальный класс, формирующийся в ходе социальной дифференциации новых собственников и новых наемных работников реального сектора экономики и сервиса. Социальный статус и социальное положение нового российского рабочего класса существенно различаются по сравнению с этими характеристиками традиционного рабочего класса, «советского рабочего». Советский период в истории страны отличался признанием именно рабочего класса источником всего прогрессивного, положительного (даже в сфере нравственных отношений), опорой государственной политики. Новый рабочий класс еще только формируется как реальная социальная группа, его социальная роль и статус не позволяют утверждать, что он сегодня превращается из «класса в себе» в «класс для себя». Статья основана на эмпирическом материале, исследование проведено в апреле-июне 2018 г. в Уральском федеральном округе. На основе эмпирических исследований показано, что солидарность и идентичность как признаки класса в среде молодежи недостаточно сформированы, противоречивы и нестабильны.
Список литературы: