Ценностные установки в контексте социального капитала населения региона

Выпуск:

2018. Том 2. №4

Название: 
Ценностные установки в контексте социального капитала населения региона


Для цитирования: Гужавина Т. А. Ценностные установки в контексте социального капитала населения региона / Т. А. Гужавина, И. Н. Воробьева // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 4. С. 20-29. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-4-20-29

Об авторах:

Гужавина Татьяна Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Вологодский научный центр РАН (г. Вологда, РФ); tanja_gta@mail.ru

Воробьева Ирина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий, Череповецкий государственный университет (г. Череповец, РФ); Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень, РФ); vorobuova-i-n@ail.ru

Аннотация:

Социальный капитал привлекает внимание исследователей в контексте происходящих трансформационных изменений. При его изучении обращают на себя внимание структурные компоненты, среди которых выделяются ценности. Они выступают основанием для формирования социальных отношений. Ценности имеют большое значение для социально-экономического развития наряду с культурными нормами и доверием. Кроме того, ценности рассматриваются как один из возможных индикаторов измерения социального капитала. Цель данной статьи — показать роль и значение ценностных установок в системе построения индикаторной модели социального капитала. Исследование проведено специалистами Вологодского научного центра РАН на территории Вологодской области. В ходе исследования были выделены носители социального капитала разного типа, а также различия в их ценностных установках. Одни являются носителями установок патерналистского характера, ориентирующего их на стремление к стабильности, на боязнь перемен. Это потенциальная группа по сопротивлению любым изменениям. Другие являются активом, катализатором изменений, внедрения всего нового, они способствуют как развитию новых технологий и управленческих решений в организации, так и успешности социально-экономического развития региона. Следовательно, блок ценностных установок является значимым индикатором измерения социального капитала и необходим при комплексном изучении социального капитала страны, региона. Подтвердилась продуктивность исследования социального капитала на основании выделения его типов. Полученные данные могут быть использованы управленцами — практиками, исследователями, а также в образовательной деятельности. Исследовательская методика, апробированная в условиях двух регионов Северо-Западного федерального округа, доказала свою валидность и может быть применена для получения и анализа данных в других регионах страны. Данная методика применима и в деятельности менеджмента корпораций и организаций.

Список литературы:

  1. Афанасьев Д. В. Социальный капитал в регионе: к вопросу измерения и построения индикаторной модели / Д. В. Афанасьев, Т. А. Гужавина, А. А. Мехова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. Вып. 6 (48). С. 110-125.
  2. Воробьева И. Н. Теоретико-методологические проблемы измерения социального капитала / И. Н. Воробьева, А. А. Мехова // Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения. 2012. Ч. 1. С. 103-109.
  3. Гужавина Т. А. Применение факторного анализа при измерении социального капитала / Т. А. Гужавина, И. Н. Воробьева // Социальное пространство. 2017. № 4. URL: http://sa.vscc.ac.ru/article/2377
  4. Культурные ценности и социальный капитал: измерение, динамика, влияние на социально- экономическое развитие России / Научный семинар 26.11.2008. URL: http://www.liberal.ru/articles/1462
  5. Лебедева Н. М. Ценности культуры и развитие общества / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко; Гос. ун-т Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 c.
  6. Меняшев Р. Ш. Экономическая отдача от социального капитала: о чем говорят российские данные? / Р. Ш. Меняшев, Л. И. Полищук // XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 книгах / отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. Кн. вторая. С. 159-170.
  7. Риа Рейтинг. Рейтинг российских регионов по качеству жизни — 2016. URL: https://ria.ru/infografika/20170220/1488209453.html
  8. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М.: АСТ: Ермак, 2004. 730 с.
  9. Яницкий О. Н. Адаптация как вечная проблема / О. Н. Яницкий // Власть. 2016. № 4. С. 68-74.
  10. Baumol W. Entrepreneurship: productive, unproductive, and destructive / W. Baumol // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98. No 5. Part 1. Pp. 893-921.
  11. Bourdieu P. The forms of capital / P. Bourdieu // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / ed. by J. G. Richardson. N.Y.: Greenwood Press, 1986. Pp. 241-258.
  12. Dakhli M. Human capital, social capital, and innovation: a multi-country study / M. Dakhli, D. de Clercq // Entrepreneurship & Regional Development. 2004. Vol. 16. DOI: 10.1080/08985620410001677835
  13. Fukuyama F. Social capital and civil society / F. Fukuyama // IMF Working Paper WP/00/74. Washington (D.C.): International Monetary Fund, 2000. 
  14. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in Societies / R. Inglehart. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997. 453 p. 
  15. Munene J. C. Escaping from Behavioral Poverty in Uganda. The Role of Culture and Social Capital / J. C. Munene, S. H. Schwartz, G. Kibanja. Kampala, 2005.
  16. Putnam R. Economic growth and social capital in Italy / R. Putnam, J. Helliwell // Eastern Economic Journal. 1995. No 21 (3). Рp. 295-307. 
  17. Putnam R. D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community / R. D. Putnam. New York: Touchstone Books by Simon & Schuster, 2001.
  18. Woolcock М. Measuring social capital: An Integrated Questionnaire / М. Woolcock. Washington D.C.: WorldBank, 2003.