Социальные факторы формирования образовательных планов старшеклассников (на материалах социологических исследований в г. Барнауле в 2018 г.)

Выпуск:

2018. Том 2. №3

Название: 
Социальные факторы формирования образовательных планов старшеклассников (на материалах социологических исследований в г. Барнауле в 2018 г.)


Для цитирования: Нагайцев В. В. Социальные факторы формирования образовательных планов старшеклассников (на материалах социологических исследований в г. Баpнауле в 2018 г.) / В. В. Нагайцев // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 3. С. 62-74. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-3-62-74

Об авторе:

Нагайцев Виктор Валентинович, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой эмпирической социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ); nvvv@yandex.ru

Аннотация:

Современные ученые сходятся во мнении, что настоящая модернизация существующей системы образования России невозможна, если не будет уделяться достаточного внимания образовательным планам старшеклассников. Цель нашего исследования заключается в анализе влияния социальных факторов на формирование образовательных планов учащихся старших классов средних образовательных учреждений. В задачи исследования также входит изучение всей системы взаимодействия зафиксированных нами факторов, определение их потенциала, выявление основных последствий воздействия отдельных факторов на образовательные планы школьников и т. д. В статье представлены результаты эмпирического социологического исследования старшеклассников, проведенного весной 2018 г. Было проинтервьюировано 268 человек — на момент исследования все они являлись учениками 11-х классов барнаульских образовательных школ. В результате было установлено, что процесс формирования образовательных планов происходит под воздействием самых разнообразных факторов: социального статуса родителей или опекунов детей, мнений членов их ближайшего окружения, показателей академической успеваемости в школе и др. Сформулирован вывод, согласно которому в настоящее время в качестве ключевых факторов, имеющих максимальное влияние на процесс формирования образовательных планов современных выпускников средних общеобразовательных школ г. Барнаула, выступают: социальный статус родителей школьника, их образовательный уровень, а также их позиция по вопросу будущего своего ребенка. Существенную роль также играет и мнение друзей старшеклассника. Представляется целесообразным осуществлять подобные исследования в мониторинговом режиме не только в г. Барнауле, но и в Алтайском регионе в целом.

Список литературы:

  1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. М.: Интер, 2018. 144 с.
  2. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  3. Магун В. С. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи / В. С. Магун // Социологический журнал. 2016. № 3-4. C. 29-48.
  4. Начало пути: поколение со средним образованием / отв. ред. М. Х. Титма. М., 1989. С. 124-128.
  5. Руткевич М. Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина. М.: Политиздат, 1988. 223 с.
  6. Титма М. Жизненные пути поколения со средним образованием / ред. В. В. Семёнова. М.: Наука, 1994.
  7. Титма М. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев / М. Титма, Э. Саар. Таллин: Ээсти, 1984. 382 с.
  8. Филиппов Ф. Р. Школа и современное развитие общества / Ф. Р. Филиппов. М.: Педагогика, 1990. 157 с.
  9. Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь / В. Н. Шубкин. М.: Мысль, 1985. 265 с.
  10. Эриксон Э. Идентичность: юность в кризисе / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  11. Becker R. Why are Working-class Children Diverted from Universities? — An Empirical Assessment of the Diversion Thesis / R. Becker // European Sociological Review. 2009. Vol. 25. No 2. Pр. 233-250.
  12. Holton R. J. Rational Choice Theory in Sociology / R. J. Holton // Critical Review. 1995. Vol. 9. No 4. Pр. 519-537.
  13. Marsh H. W. Within-school social comparison: how students perceive the standing of their class predicts academic self-concept / H. W. Marsh // Journal of Educational Psychology. 2009. No 101 (4). Pр. 853-866.
  14. Sewell W. H. The Educational and Early Occupational Attainment Process / W. H. Sewell //American sociological review. 1969. Pp. 82-92.
  15. Sewell W. H. The Educational and Early Occupational Status Attainment Process: Replication and Revision / W. H. Sewell // American Sociological Review. 1970. Рp. 1014-1027.
  16. Thomas A. M. Parent and Peer Influences: Their Role in Predicting Adolescent Moral Values and Delinquent Behavior / A. M. Thomas. Colorado State University. Libraries, 2007.
  17. White H. C. Identity and Control: How Social Formations Emerge / H. C. White. Princeton University Press, 2008.
  18. Wilks J. the relative importance of parents and friends in adolescent decision making / J. Wilks // Journal of Youth and Adolescence. 1986. Vol. 15. No 4. Pp. 323-334.