Отношение к власти как парасоциальное отношение (опыт качественных социологических исследований в сибирских регионах)

Выпуск:

2018. Том 2. №2

Название: 
Отношение к власти как парасоциальное отношение (опыт качественных социологических исследований в сибирских регионах)


Для цитирования: Новиков А. С. Отношение к власти как парасоциальное отношение (опыт качественных социологических исследований в сибирских регионах) / А. С. Новиков // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 2. С. 12-21. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-2-12-21

Об авторе:

Новиков Алексей Сергеевич, магистр психологии, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); asnovikov@gmail.com

Аннотация:

В данной работе анализируются вторичные данные, полученные автором в ходе реализации ряда исследовательских программ в Сибирском федеральном округе. В рамках серии исследований было изучено отношение жителей субъектов Сибирского федерального округа к федеральной, региональной и местной власти. Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть отношение жителей Сибирского федерального округа к власти в концепте парасоциальных отношений. Основная проблема формулируется так: существует разрыв в восприятии федеральной власти и региональной/муниципальной власти. Данный разрыв заключается в различиях мнений и оценок властей различного уровня. Концепт парасоциальных отношений является сравнительно новым для отечественной социальной науки. Под парасоциальными отношениями в западной социологии понимаются отношения, лишенные фактического обмена. В работе анализируется фактологический материал фокус-групп, рассматриваются основные черты парасоциальных отношений и проводятся параллели между отношением к власти и отношением к героям различной медиапродукции. Обосновывается возможность изучения политического поведения жителей Сибирского федерального округа при помощи метода фокус-групп. В работе рассматриваются две категории мнений и оценок, которые обнаружены в ходе реализованных социологических исследований: А) мнения и оценки, основанные на опыте респондентов; и Б) мнения и оценки власти, основанные на медиапродукции. Отмечается необходимость использования для изучения парасоциальных отношений в обществе количественных методов социологических исследований, в т. ч. с применением шкалы PSR, которая предназначена для анализа именно подобного вида отношений.

Список литературы:

  1. Белановский С. А. Метод фокус-групп / С. А. Белановский. М.: Издательство Магистр, 1996. 272 с.
  2. Веселкова Н. В. Методические принципы полуформализованного интервью / Н. В. Веселкова // Социология: методология, методы и математическое моделирование. 1995. № 5-6. С. 28-48.
  3. Дмитриева Е. В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа / Е. В. Дмитриева // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 133-138.
  4. Немировский В. Г. Российский кризис в зеркале постнеклассической социологии / В. Г. Немировский. М.: Либроком, 2009. 200 с.
  5. Немировский В. Г. Социальная структура и социальный капитал населения Красноярского края / В. Г. Немировский, А. В. Немировская. Краясноярск: Изд-во СФУ, 2011. 159 с.
  6. Hopkins D. Theorizing Emotions: Sociological Explorations and Applications / D. Hopkins. 2009.
  7. Horton D. Mass Communication and Para-Social Interaction / D. Horton, R. R. Wohl // Psychiatry. 1956. Vol. 19. Pp. 215-229. DOI: 10.1080/00332747.1956.11023049
  8. Kennedy F. The Focused Group Interview and Moderator Bias / F. Kennedy // Marketing Review. 1976. Vol. 31. Pp. 19-21.
  9. La Piere R. Attitude versus Action / R. La Piere // Attitude Theory and Measurement / edited by M. Fishbein, N. John. New York, 1967.
  10. Merton R. K. The Focused Interview / R. K. Merton, P. L. Kendall // American Journal of Sociology. 1946. Vol. 51. Pp. 541-557. DOI: 10.1086/219886
  11. Merton R. The Focused Interview. A Manual of Problem and Procedures / R. Merton, M. Fiske, P. L. Kendall. Glencoe, III, The Free Press, 1956.
  12. Perse E. M. Attribution in Social and Parasocial Relationships / E. M. Perse, R. B. Rubin // Communication Research. February 1989. Vol. 16. No 1. Pp. 59-77. DOI: 10.1177/009365089016001003
  13. Stanley L. Using focus Groups in Political Science and International Relations / L. Stanley // Politics. 2016. Vol. 36. No 3. Pp. 236-249. DOI: 10.1177/0263395715624120