Образовательные стратегии, типы сознания и профессиональные ориентации новосибирского студенчества (1990-2017 гг.)

Выпуск:

2018. Том 2. №1

Название: 
Образовательные стратегии, типы сознания и профессиональные ориентации новосибирского студенчества (1990-2017 гг.)


Для цитирования: Мостовая Е. Б. Образовательные стратегии, типы сознания и профессиональные ориентации новосибирского студенчества (1990-2017 гг.) / Е. Б. Мостовая, О. В. Скворцова // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 1. С. 41-52. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-1-41-52

Об авторах:

Мостовая Елена Борисовна, доктор социологических наук, профессор, Новосибирский государственный университет; 3304146@mail.ru

Скворцова Оксана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет водного транспорта (г. Новосибирск); skv-ok@yandex.ru

Аннотация:

В статье анализируются взаимосвязи образовательных стратегий, типов сознания и профессиональных ориентаций студенчества — самого мобильного слоя в составе населения. Анализ ориентирован на обоснование возможности развития российского социума в постиндустриальном (информационном) направлении и на выявление акторов такого развития. Содержательная трактовка движения России в информационном направлении основана на теоретических положениях, изложенных в трудах Николая Кондратьева, Йозефа Шумпетера, Дэниэла Белла, Олвина Тоффлера, Мануэля Кастельса и Ричарда Флориды. Формулируется гипотеза о тесной взаимозависимости состояния общественного сознания и достижимости выдвигаемых целей социально-экономического развития. Для анализа подобной взаимосвязи применяется авторский инструментарий. В рамках поставленных задач комментируются результаты социологических исследований, выполненных авторами в составе разных исследовательских коллективов и поддержанных в 2017 г. грантом РФФИ № 17-03-00444 «Модернизация и новая индустриализация в регионе: социокультурный контекст». Результаты исследований, представленные в статье, иллюстрируют противоречие между избираемыми большинством студенческой молодежи образовательными стратегиями и задачами реиндустриализации (вторичной модернизации), актуальными для России в современных условиях. К ключевым выводам исследования относятся следующие: творческое сознание, востребованное в постиндустриальном обществе знаний, сохранило в студенческой среде устойчиво малозначительную представленность. Привлекательность исполнительской разновидности рыночного сознания, и в особенности ее интеллигентского подтипа, резко понизилась, однако столь же стремительно увеличилась привлекательность предпринимательства. Образовательная подсистема социума обеспечивает в целом позитивную трансформацию состава индивидуальных образовательных стратегий молодежи в направлении повышения привлекательности традиционной для индустриального общества стратегии профессиональной специализации. Вместе с тем система образования не справляется с задачей массификации новой (творческой) индивидуальной образовательной стратегии, ориентированной на перманентное самообразование акторов, на его превращение в особую форму текущей производительной активности, а студенчества — в самую массовую и высокодоходную группу в составе населения. Сохраняется устарелое восприятие студенчества в качестве особой группы молодежи.

Список литературы:

  1. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / сост. и отв. ред. чл.-корр. РАН Н. И. Лапин // М.: Весь мир, 2016. 360 с. 
  2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО Нового поколения: методическое пособие / В. И. Байденко. М., 2006.
  3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл; пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2004. 788 с. 
  4. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.
  5. Заславская Т. И. Социология экономической жизни / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. Новосибирск: Наука, 1991.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 22. 
  7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  8. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики / Н. Д. Кондратьев. М.: Наука, 1991. 
  9. Мостовая Е. Б. Творческий капитал и его роль в экономике / Е. Б. Мостовая. Новосибирск: НГУ, 2001.
  10. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / пер. с англ.; под общ. ред. Н. И. Лапина // М.: Весь мир, 2011. 253 с.
  11. Олейникова О. Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях / О. Н. Олейникова, Н. А. Муравьёва, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. М.: Альфа-М, 2005. С. 19.
  12. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект-Пресс, 1997. 
  13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. М.: Кошто-Центр, 2002. С. 39.
  14. Скворцова О. В. Измерение ценностных ориентиров математической подготовки в современном обществе / О. В. Скворцова // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2009. № 1. С. 17-29.
  15. Тоффлер О. Футурошок / О. Тоффлер; пер. с англ. СПб., 1997. 464 с.
  16. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; пер. с англ. А. Константинова. М.: Классика-XXI, 2007. 421 с.
  17. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. 
  18. Florida R. The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent / R. Florida. HarperBusiness: HarperCollins, 2005.