Выпуск:
2018. Том 2. №1Об авторах:
Мостовая Елена Борисовна, доктор социологических наук, профессор, Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск, РФ); ORCID: 0000-0001-9827-2431; 3304146@mail.ruАннотация:
В статье анализируются взаимосвязи образовательных стратегий, типов сознания и профессиональных ориентаций студенчества — самого мобильного слоя в составе населения. Анализ ориентирован на обоснование возможности развития российского социума в постиндустриальном (информационном) направлении и на выявление акторов такого развития. Содержательная трактовка движения России в информационном направлении основана на теоретических положениях, изложенных в трудах Николая Кондратьева, Йозефа Шумпетера, Дэниэла Белла, Олвина Тоффлера, Мануэля Кастельса и Ричарда Флориды. Формулируется гипотеза о тесной взаимозависимости состояния общественного сознания и достижимости выдвигаемых целей социально-экономического развития. Для анализа подобной взаимосвязи применяется авторский инструментарий. В рамках поставленных задач комментируются результаты социологических исследований, выполненных авторами в составе разных исследовательских коллективов и поддержанных в 2017 г. грантом РФФИ № 17-03-00444 «Модернизация и новая индустриализация в регионе: социокультурный контекст». Результаты исследований, представленные в статье, иллюстрируют противоречие между избираемыми большинством студенческой молодежи образовательными стратегиями и задачами реиндустриализации (вторичной модернизации), актуальными для России в современных условиях. К ключевым выводам исследования относятся следующие: творческое сознание, востребованное в постиндустриальном обществе знаний, сохранило в студенческой среде устойчиво малозначительную представленность. Привлекательность исполнительской разновидности рыночного сознания, и в особенности ее интеллигентского подтипа, резко понизилась, однако столь же стремительно увеличилась привлекательность предпринимательства. Образовательная подсистема социума обеспечивает в целом позитивную трансформацию состава индивидуальных образовательных стратегий молодежи в направлении повышения привлекательности традиционной для индустриального общества стратегии профессиональной специализации. Вместе с тем система образования не справляется с задачей массификации новой (творческой) индивидуальной образовательной стратегии, ориентированной на перманентное самообразование акторов, на его превращение в особую форму текущей производительной активности, а студенчества — в самую массовую и высокодоходную группу в составе населения. Сохраняется устарелое восприятие студенчества в качестве особой группы молодежи.
Ключевые слова:
Список литературы: