Этнорегиональное образование: институциональный подход

Выпуск:

2017. Том 1. №2

Название: 
Этнорегиональное образование: институциональный подход


Для цитирования: Любимова Е. А. Этнорегиональное образование: институциональный подход / Е. А. Любимова, М. Ю. Семёнов // Siberian Socium. 2017. Том 1. № 2. С. 97-106. DOI: 10.21684/2587-8484-2017-1-2-97-106

Об авторах:

Любимова Елена Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; e.a.lyubimova@utmn.ru

Семёнов Максим Юрьевич, ассистент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.y.semenov@utmn.ru

Аннотация:

В статье рассмотрено этнорегиональное образование как социальный институт на примере коренных малых народов Севера (далее КМНС). Целью исследования является анализ специфики функционирования данного социального института. Образовательная система на Севере выстроена с учетом мультикультурности этих регионов, направлена на поддержание целостности культурно-образовательного пространства страны. Этнорегиональное образование — это элемент образовательной системы Российской Федерации, который осуществляется с учетом права обучения на родном языке. На территориях традиционной хозяйственной деятельности КМНС работают школы-интернаты, дневные общеобразовательные школы. Для кочевых жителей создаются кочевые школы, для реализации начальной образовательной ступени исходя из специфики традиционного образа жизни. В статье представлены основные результаты социологического исследования1, которые дают представление о реализации функции института образования детей из числа коренных малых народов. Описаны значимые качества педагога и задачи национальных школ; особенности и роль кочевых школ в региональной образовательной среде. Учителям кочевая школа представляется как ресурсный механизм организации дошкольного образования. В статье указаны факторы, снижающие эффективность функционирования института этнорегионального образования. Проблемными точками данного института являются преемственность, организация и обеспечение образовательного процесса, структура и наполнение образовательных программ.

Список литературы:

  1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А. Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 189-195.
  2. Бакланова Т. И. О введении в научный оборот и современных определениях понятий «этнохудожественное образование» и «этнокультурное образование» / Т. И. Бакланова // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-1 (7). С. 157-160.
  3. Вакаев В. А. Этнокультурное образование в постиндустриальном обществе / В. А. Вакаев // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2015. № 23. С. 5-7.
  4. Гашилова Л. Б. Этнорегиональное образование на Севере: пути развития и модернизации / Л. Б. Гашилова, И. Л. Набок // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации / издание Совета Федерации, под общ. ред. заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к. эконом. н. В. А. Штырова. 2012. С. 169-179.
  5. Жиркова С. Г. Кочевая школа: история и современность / С. Г. Жиркова // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 276-284. 
  6. Любимова Е. А. Учитель в системе образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера (по результатам серии фокус-групповых интервью) / Е. А. Любимова // Социально-профессиональный портрет учительства Ямало-Ненецкого автономного округа: Информационно-аналитический материал по итогам социологического исследования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. 168 с. 
  7. Любимова Е. А. Этнорегиональное образование как социальный институт: особенности функционирования в Сибири / Е. А. Любимова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Том 2. № 4. С. 50-63. DOI: 10.21684/2411-7897-2016-2-4-50-63
  8. Михалева К. Ю. Концепция социального института в социологической теории / К. Ю. Михалева, Н. Л. Полякова // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2012. № 2. С. 117-132.
  9. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / под редакцией В. А. Тишкова; авторский коллектив: В. А. Тишков, О. П. Коломиец, Е. П. Мартынова, Н. И. Новикова, Е. А. Пивнева, А. Н. Терехина; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. 272 с.
  10. Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации / издание Совета Федерации, под общ. ред. заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к. эконом. н. В. А. Штырова. 292 с. 
  11. Aderinoye R. A. Integrating Mobile Learning into Nomadic Education Programme in Nigeria: Issues and Perspectives / R. A. Aderinoye, K. O. Ojokheta, A. A. Olojede // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. June 2007. S. l. Vol. 8. No 2. DOI: 10.19173/irrodl.v8i2.347
  12. Akpan L. O. An Investigation into the History of Nomadic Education Policies in Nigeria, 1986-2009: Thesis submitted in fulfilment of the requirement for the degree of Doctor of Philosophy faculty of education University of KwaZulu-Natal South Africa / L. O. Akpan. 2015. URL: https://researchspace.ukzn.ac.za/bitstream/handle/10413/13878/Akpan_Okon_%20Louis_2015.pdf?sequence=...
  13. Miller M. Social Capital; Institutional Agency; Low-Status, Urban Youth; and Empowerment: An Investigation of School on Wheels, Inc. / M. Miller. University of Southern California, ProQuest Dissertations Publishing, 2007. 3291797. URL: https://search.proquest.com/openview/27d1240e4fee10846edac8baa8bcdf4e/1?pq-origsite=gscholar&amp...
  14. Steiner-Khamsi G. Non-Traveling «Best Practices» for a Traveling Population: The Case of Nomadic Education in Mongolia / G. Steiner-Khamsi, I. Stolpe // European Educational Research Journal. 1 March 2005. Vol. 4. Issue 1. Pp. 22-35. DOI: 10.2304/eerj.2005.4.1.2
  15. UNESCO — UNESCO Atlas of the World’s Languages in Danger // Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/culture/languages-atlas/index.php